«Найдется великое множество скептиков, которые сочтут эти планы нереальными из-за множества трудностей, стоящих перед нами. Некоторые воспримут нашу миссию и стратегию как пустословие. Другие скажут, что центральноазиаты и, в частности, казахстанцы не способны стать Барсом. Казахская народная пословица гласит: «К быстро идущему пыль не пристает». Поэтому время нас рассудит, а дорогу осилит идущий».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
Стратегия «Казахстан-2030»
Распад Советского Союза происходил неимоверно быстро и очень болезненно. Мы, старшее поколение, никогда не забудем тот хаос, в котором тогда оказались. Казахстанцы, как и все народы бывшей страны Советов, пережили глубокий кризис ценностей. И в то время, когда страна еще не полностью оправилась от экономических потрясений, 10 октября 1997 года Президент Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана, в котором впервые обнародовал долгосрочную стратегию развития нашей страны «Казахстан-2030».
Простому казахстанцу, обремененному повседневными заботами, было трудно представить столь далекие цели, и немалая часть наших соотечественников задавалась естественным вопросом: почему 2030? В книге-альбоме «С уверенностью в будущее», изданной пресс-службой Президента в 2000 году, приводится такой факт: в самый разгар парада суверенитетов, когда бывшие советские республики декларировали свое намерение жить самостоятельно, журналисты попросили президента США Джорджа Буша назвать наиболее многообещающего, на его взгляд, лидера на просторах разваливающейся империи.
— Это Назарбаев, — не задумываясь, ответил он и добавил: он способен видеть перспективу.
Предвидеть на три десятка лет вперед! В том и заключалась прозорливость Нурсултана Назарбаева. Тридцатилетний период был взят неспроста. Это период социальной активности одного поколения людей. Кроме того, мировой опыт свидетельствует о том, что развивающие-ся страны достигают ощутимых результатов в среднем за 30 лет.
Мы не успели пройти и половину этого пути, но уже стали свидетелями разительных перемен, которые произошли в нашей стране. Сегодня, пожалуй, мало найдется скептиков, которые бы сомневались, что нам под силу самые высокие цели!
Стратегия развития Казахстана, которую выдвинул Президент в октябре 1997 года, была глубоко продумана и основывалась на реальных экономических и финансовых возможностях государства.
Стратегия «Казахстан-2030» охватывала четыре этапа. Первые два года были периодом подготовки и реализации этого долгосрочного проекта. Остальные три этапа, каждый по десять лет, решали конкретные задачи. На первом этапе (2001-2010 годы) предстояло решить острые социальные вопросы, развитие капиталоемких и инфраструктурных производств, сделать массированные инвестиции в образование и здравоохранение.
Второй этап (2011-2020 годы) связан с переходом к технологическим производствам, акцентированным вниманием к развитию высшей школы и системе научных исследований, приоритетным отношением к экологическим проблемам. Третий этап (2021-2030 годы) предполагал переход к наукоемким производствам и диверсификации производства в сторону экологически чистых предприятий.
На основе этой стратегии строились вчерашние планы и строятся нынешние. Не знаю, получила бы такое развитие казахстанская экономика за короткий срок, если бы не инициатива Президента, который все выше и выше поднимает планку во всех сферах жизни нашего общества.
Казахстанцы строят новые заводы, дороги, железнодорожные магистрали, создают новую базу для образования, медицины и в целом для науки. Этот созидательный процесс мы хотели показать в нашей Главной теме на нескольких примерах нашей действительности, благами которых непосредственно пользуемся мы, актюбинцы.
Стальные артерии
В конце 2004 года на станции Арка Костанайской области состоялось открытие движения поездов по новой железнодорожной магистрали Хромтау-Алтынсарин. Этот отрезок пути связал западные области страны со столицей республики.
Десять лет назад дорога Хромтау-Алтынсарин была самым крупным объектом железнодорожного транспорта, построенным в годы независимости Казахстана. Новая линия завершила формирование замкнутой в национальных границах железнодорожной сети на северо-западе страны. Она открыла путь к морскому порту Актау, а через него стали возможными международные перевозки со странами Азии и Закавказья.
Дорога сократила на 2 000 километров расстояние между центром и востоком Казахстана с одной стороны и западом — с другой.
* * *
В августе 2014 года введены в строй сразу две железнодорожные магистрали — Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь. Первая линия прошла через Шалкар. Общая протяженность ветки Жезказган-Бейнеу — 988 километров, а участка Шалкар-Бейнеу — 471 километр.
В нашей области дорога проходит по территории двух районов — Байганинского и Шалкарского. Открытие этой дороги важно для всей страны. Она позволяет оптимизировать перевозки, сократить сроки доставки грузов, увеличивает транспортный потенциал региона, создает более благоприятные условия для экономики всей страны.
— Это очень значимая для Казахстана дорога. Осуществить такой проект, стоимостью 277 миллиардов тенге, сможет не каждая страна, — сказал во время телемоста Нурсултан Назарбаев.
Только от Бейнеу до Шалкара возведены 7 железнодорожных станций и 13 разъездов. Кстати, в 2015 году начнется строительство автодороги Бейнеу-Шалкар, которая дальше пойдет на Иргиз, а затем и на Тургай.
Прямая дорога на Запад
В октябре 2013 года состоялось торжественное открытие участка Актобе-Мартук, последнего звена международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» на территории Актюбинской области. Протяженность автобана Санкт-Петербург-Москва-Казань-Алматы-Хоргос-Урумчи-Ляньюньган — 8 445 километров, 2 787 километров из которых прошли по территории Казахстана.
Идея строительства этой магистрали была озвучена в Послании Президента Нурсултана Назарбаева 6 февраля 2008 года: «Мы должны начать практическую реализацию самого крупного трансконтинентального коридора «Западная Европа-Западный Китай», который пройдет через южные области Казахстана и через Кызылорду, Актобе и выйдет в Россию».
По словам специалистов, транспортный коридор рассчитан на прохождение свыше 20 тысяч единиц автотранспорта ежесуточно.
* * *
В Послании Президента Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее» говорится о необходимости реализации основных автодорожных проектов, в числе которых Астана-Актобе-Атырау и Атырау-Астрахань. Наш город таким образом окажется в центре транспортных потоков, которые пройдут на север от него, восток и запад. Этот факт окажет благотворное влияние на дальнейшее развитие экономики Актюбинщины.
100 школ, 100 больниц
Успешно реализуется и этот проект, инициированный Нурсултаном Назарбаевым. В нашей области по этой программе построены две школы — одна в Шалкаре, другая, средняя школа № 40, в Актобе.
На каждую из них потрачено по 1 миллиарду 441,8 миллиона тенге. Обе школы рассчитаны на 1 200 учащихся. Средства на строительство выделены из республиканского бюджета.
В школах современные учебные классы, оборудование, актовые и спортивные зоны. И та, и другая школы были сданы одновременно — в декабре 2008 года.
* * *
В рамках проекта «100 школ, 100 больниц» было предусмотрено строительство пяти объектов здравоохранения общей стоимостью 20,4 миллиарда тенге. Все они введены в эксплуатацию.
Это центральная районная больница на 60 коек с поликлиникой на 200 посещений в Уиле, городские поликлиники в Актобе в районах Авиагородка и Жилгородка на 500 посещений в смену каждая, областная многопрофильная детская больница на 200 коек и областная многопрофильная больница на 300 коек в Актобе.
Все эти учреждения здравоохранения также оснащены самым совершенным оборудованием.
Кроме того, в рамках проекта «350 объектов здравоохранения» построены две поликлиники. Одна из них, рассчитанная на 250 посещений, появилась в Шубаркудуке, другая — в Актобе, в микрорайоне Саяжай на 500 посещений в смену.
В мире нет аналогов
В рамках программы ФИИР, озвученной Главой государства, сдан в эксплуатацию четвертый плавильный цех Актюбинского завода ферросплавов.
Новый цех — уникальное производство, не имеющее аналогов в мировой практике. Он имеет три ступени очистки отходящих газов, в результате чего воздействие на окружающую среду сводится к минимуму.
Ввод цеха нового поколения в эксплуатацию позволит производить 440 тысяч тонн высокоуглеродистого феррохрома в год. Кроме того, снизится расход электроэнергии и образующейся пыли, полностью утилизируются текущие отходы. Механизация многих ключевых процессов позволит значительно снизить нагрузку на работников предприятия, а также минимизирует риски.
Четвертый цех полностью готов к эксплуатации, однако процесс его запуска идет в осторожном режиме, поскольку применяются абсолютно новые технологии, нигде еще не апробированные.
Стоимость нового предприятия — 750 миллионов долларов США. Оно создаст дополнительно 550 новых рабочих мест.
Подводя итоги первой пятилетки ГП ФИИР, Глава государства подчеркнул, что стабильность макроэкономического климата позволила реализовать в стране свыше 650 проектов на сумму 2,5 триллиона тенге и создать 67 тысяч новых рабочих мест.
Президент Нурсултан Назарбаев — поистине вдохновитель и организатор всех великих начинаний казахстанцев. Приведенные здесь факты – лишь малая толика того, что сделано в нашей области за годы независимости.
Под началом Лидера нации мы преодолели экономический кризис. В своих ежегодных Посланиях он подбадривал казахстанцев, вселял в нас уверенность. Мы не только справились с трудностями, но и успешно развиваемся.
Высокими темпами в области идет газификация населенных пунктов, обеспечение их питьевой водой, открываются новые социальные объекты.
Строятся заводы и фабрики. Только за по-следние десятилетия появились несколько очередей Жанажолского газоперерабатывающего завода, Коктауский горнообогатительный комбинат, на стадии сдачи в эксплуатацию рельсобалочный завод-гигант.
Большие перемены и в сельском хозяйстве области, которое берет курс на животноводство. Появились такие современные сельскохозяйственные предприятия, как «АкТеп», «Айс», «Анди», «Акжар-Агро», сотни других больших и малых хозяйств.
Наряду с экономическим развитием не забываем мы и о духовном обогащении. В стране воссоздаются историко-культурные и архитектурные памятники, принимаются государственные программы, способствующие духовному и культурному возрождению и процветанию.
Над Главной темой работал Муапих БАРАНКУЛОВ