Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Строки, опаленные войной

Как известно, дневники в годы Великой Отечественной войны не приветствовались, солдатам запрещали их вести. Наверное, и правильно, с одной стороны: попадут в руки врага — какую-нибудь тайну выдадут. А с другой, как можно заставить человека, особенно творческого, не поделиться — пусть даже с бумагой — тем, что он видит, что переживает?
Актюбинский поэт Константин Деркаченко не только писал на фронте стихи, но и вел дневник. На свой страх и риск, ведь в 1935 году он был репрессирован по надуманному поводу, и реабилитации удалось добиться только через 22 года. Даже участие в боевых действиях не повлияло на судьбу солдата, освобождавшего Вену.
Для публикации мы отобрали записи, сделанные Константином Ивановичем на заключительной стадии войны, с января по июль 1945 года. Даже по скупым строчкам можно почувствовать приближавшуюся весну Победы.

Константин Деркаченко

 

Из военного дневника
1945 год
1 января. Капошвар (Венгрия). Вчера бригадами выступали у раненых в палатах. Приняли хорошо. Читал «Самое дорогое». Впечатление незабываемо. Жмут руки, благодарят, один паренек плачет…
Вчерне закончил первый вариант «Однажды ночью» по теме, навеянной рассказами Елены Григорьевны и других. Как хорошо некоторые, вроде Зои Колесниковой, мечтают о будущих детях и о любимых, любящих друзьях, мужьях.
7 января. Выступаю в палатах у раненых. Вечером умер от газовой гангрены земляк (актюбинец), л-т Малышев Виктор Владимирович.
14 января. Вчера переработал в окончательный вариант последнюю вещь «Однажды ночью».
15 января. Поэма «Жили-были…» о судьбе двух близких людей.
19 января. Боевая тревога. Немцы прорвались на участке Секешфехервар. Независимо от обстановки продолжаем репетиции к ленинским дням.
1 февраля. В результате наступления на нашем участке фронта непрерывный поток раненых. Условия быта личного состава и раненых… А ведь многие из них испытали на себе ужасы военной мясорубки и заслужили лучшего, чем некоторые сплетницы-вертихвост-ки, для которых война не эпоха, не надлом жизни, а только эпизод, порою даже материально выгодный. Только слепые не видят, что «кому война, а кому мать родна».
4 февраля. Для альбома «Боевой путь 57-й армии» дал текст к двум фотолистам.
8 февраля. Закончил фронтовой этюд «Сильнее смерти». Читал его на репетиции вечером.
23 февраля. С обеда и до ужина дали в палатах 8 концертов для раненых.
7 марта. Венгрия. Село Вашкут. Слухи о серьезном напряжении на нашем участке фронта. Ожидаем большого потока раненых. Открылось вновь кровотечение.
13 марта. Любимые поговорки Зинаиды Степановны Мулиной: «Это ты мне брось!» и «А ну, давай, давай!».
20 марта. Квартирую совмест-но с интересным собеседником  Назаренко Иваном Емельяновичем (педагог до войны). О своей дочери Нине говорит нежно, растроганно. Его рассказы и думы дали две новые темы: «Чужой дочери» и «Сын у карты».
22 марта. Начал работу над сатирой «ППЖ» о полевых подвижных женах. Антиподом ей родилось диаметрально противоположное — «Бессмертники».
Ночь в запое творческой работы. Отправил письмо Жене Малышевой о последних днях   жизни ее брата.
23 марта. Крупный прорыв немецкой обороны юго-западнее Будапешта. Убито 70 000 немцев и 6 000 пленено. Сотни танков, самоходок.
25 марта. Пишу для сына Юрия «На пороге мужества».
1 апреля. Через Капошвар прибыли в с. Кишкомаром, оставленное немцами лишь вчера. Развертываемся. С глазами та же история, что в августе прошлого года, а лекарств нет…
4 апреля. Начало эвакуации раненых и свертывания для дальнейшего пути. Венгрия освобождена вся. Наша армия в 8 км от Вены. По дорогам тысячи пленных.
6 апреля. В наше село прибыли болгарские части. Это уже не те, без пылинки на одежде, «братушки», у которых мы были в Болгарии. И пыль, и грязь на шинелях, суровее обветренные лица, но сердечнее встреча с нами.
8 апреля. Весь день на рысях с обозом. В Мурска Собота развернулись и сразу прием раненых.
13 апреля. Взята Вена.
1 мая. Повторение концерта для раненых по вчерашней программе. Исполнялись мои «Сады цветут», «Привет», «Бессмертники» и «Сын у карты».
2 мая. Взят Берлин! Выехал в г. Печ на открытие памятника.
3 мая. В 16.00 открылся памятник воинам 57-й армии, погибшим в боях за г. Печ и в его окрестностях.
Памятник: 22 м высоты квадратная колонна, увенчанная красной звездой, освещаемой изнутри ночью. Перед колонной фигура гвардейца в зимней форме. На постаменте надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины и за освобождение народов Европы от фашистских захватчиков». Слева: «Ваши имена переживут века в сердце народа». Сзади: «Слава русскому оружию!». Справа: «7 апреля 1945 г. — 2 мая 1945 г.».
Кругом памятника 196 могил, обрамленных плитами белого камня. На каждой плите высечены красная звезда, фамилии и даты…
Демонстрация. Венки. Митинг. Постройка на средства города.
6 мая. Вчера лишь вернулись из г. Печ. Сегодня ездили давать концерт в дорожно-строителъный батальон по первомайской программе с дополнением моего «До свидания». Все пользуется успехом.
8 мая. В 23.00 Германия капитулировала!
9 мая (среда). День Победы! Разве можно описать словом праздник наших сердец, залпы выстрелов-салютов, звон в церквах, поцелуи, поздравления и небывалую мирную тишину, которую слушаешь и не наслушаешься, как лучшую музыку.
* * *
11 мая. Свернулись и, выехав утром, пересекли границу Австрии. По дорогам навстречу вереницы жителей и обезоруженных солдат-мадьяр, австрийцев. Повозки с возвращенцами — сияющие лица. Город Грац.
18 мая. Концерт для раненых в парке госпиталя, после него выезд на второй концерт в лагерь бывших военнопленных.
26-27 мая. Концерты у дорожников, в дезотряде и у гвардейцев. Прием исключителен. Но чего это стоило. Слег.
29 мая. Открытие 2-го смотра красноармейской художественной самодеятельности… В нашем выступлении шли мои «Сады цветут» — худ. чтение Антипова, «После боя» — хор, «Бессмертники» — читал сам, «Сын у карты» — читала Чуенкова, «Только ты» — пела Дрейко.
31 мая. На разборе выступлений коллективов жюри отме-тило: «Деркаченко много делает для того, чтобы поднять культуру своего коллектива. Его баллада «Бессмертники» — пре-красное волнующее произведение. Очень хорош по замыслу и исполнению и «Сын у карты».
Вечером с успехом выступаем в артполку.
14 июня 1945 г. Прощай, Грац! Машины, украшенные флажками и цветами, тронулись в дальний долгожданный путь на Родину. Сегодня же оставили позади австрийскую границу. Началась Венгрия.
25 июня. Какая острая, жгучая, томительная и до невыносимости болезненная жажда ласки! …Нет, это нестерпимо!.. А где-то далеко-далеко журчит (может быть, для меня) прозрачный, желанный родничок, и когда думаешь о нем, сохнут еще больше губы, и кажется, что бессердечное солнце вбивает мечи свои в самую глубину сердца. Страшно говорить об этом. Еще страшнее переживать.
1 июля. Снялись из Вашкута… Опять в путь…
3 июля. Горы, Дунай, Венгрия позади. Началась нищая, грязная Румыния.
4 июля. г. Крайова. Стоим в парке на окраине. Ночлег на земле. Румыны не дают помещения под госпиталь.
Мало их били! Снова руки чешутся… Стоим у свалки. Спим на земле, а они — в квартирах.
9 июля. …Наши женщины вечерами танцуют с румынами. Как скоро все забылось!

Колонка "Взгляд"