Пресс-секретарь АПФ АО «КазТрансГаз Аймак» Аймырза Жаманкулов мечтал стать выдающимся балалаечником, казахский язык учил по детским журналам. А еще он имеет на руках незаконченную научную работу и вместе с женой музицирует дома.
Когда энергичный и улыбчивый Аймырза заходит в редакцию, мы с коллегами понимаем: опять принес что-то интересное.
И наверняка связанное с музыкой. Как правило, насчет музыки мы угадываем. То Аймырза приносит билеты на концерт, то газеты о музыкантах и сборники песен. Нельзя сказать, что он ничего не делает по своей основной должности. Но музыка ведет его всю жизнь.
Череда неожиданностей
— Особенность моей жизни в том, что самые главные события в ней происходят незапланированно, — рассказывает Аймырза. — Вот, например, я происхожу из семьи, даже можно сказать, династии железнодорожников. Но учиться решил в музыкальном колледже по классу баяна. Поступил, учусь. И вдруг у меня лучше основных начинают получаться занятия по дополнительному инструменту — балалайке.
Казах с балалайкой. Два десятка лет назад в музыкальном колледже это совсем не было экзотикой. Если парень или девушка — неважно, какой национальности — приходили учиться играть на баяне или аккордеоне, то им для игры в оркестре надо было осваивать домру или балалайку. И какой в колледже был русский народный оркестр! Так вот, у Аймырзы Жаманкулова настолько хорошо «пошла» балалайка, что он всерьез задумался о том, чтобы сменить основной инструмент. Даже на республиканском конкурсе, где обычно актюбинские ребята дальше первого тура не шли, Аймырза продвинулся на третий.
— Если по баяну у моих педагогов ко мне еще были замечания, то с балалайкой все было просто идеально. И я решил, что буду поступать в консерваторию. Подготовил программу, и знающие люди говорили, что она достаточна для поступления. Но это был 1993-й год… Менялись деньги, скакали цены. Словом, какая может быть консерватория. Я поступил в наш пединститут на отделение музыкального образования.
Тут рассказчик деликатно замечает, что для работы музыкантом в Актобе среднего специального образования ему оказалось вполне достаточно. Но бросать институт не хотелось. И Аймырза снова меняет профессию — переводится на отделение казахской филологии. Пришлось русскоязычному казаху учить родной язык. Сначала по детским журналам. И снова брать в руки… баян. Да, руководство факультета решило, что свой баянист им не помешает. Фонограмм тогда не было, пианино на каждый праздник не потаскаешь. Так что парень с баяном появился вовремя.
Музыка их связала
Сменив профиль, Аймырза не перестал быть музыкантом. Даже его научная работа посвящена сразу обеим дисциплинам — музыке и слову.
— Я стал писать работу на тему перевода музыкальных терминов на казахский язык. Как их переводить? Надо ли их переводить вообще? Допустим, термин «аранжировка» — его надо переводить? Мне кажется, нет. А кому-то хочется перевести — «аранжирлеу».
Незаконченный труд лежит дома. Аймырза вспоминает о нем, улыбается и не исключает, что когда-нибудь возьмет и допишет. На радость и в помощь всем музыкантам.
В 2000 году появился фонд «Меценат», помогающий малообеспеченным талантливым детям учиться музыке и рисованию. Его директором стал и продолжает быть Аймырза. В 2004 году фонд организовал струнный концерт, на котором произошло еще одно важное событие — он познакомился с будущей супругой. Айымжан Гильманова приехала в Актобе, чтобы открыть в городе класс виолончели. Полтора года молодые люди общались как коллеги. Потом была свадьба, родился сын Мейирхан.
— Мы еще не знаем, будет сын музыкантом или нет. Он уже поет, подстраивает бас к мелодии, чисто интонирует. Когда он это делает, мы смеемся от удивления. А он смущается и замолкает. И еще у Мейирхана есть скрипка, он ее называет «моя маленькая виолончель», — делятся супруги.
Теперь в семье три музыканта — один действующий, один потенциальный и один в резерве. Бывает, что Айымжан садится за пианино, Аймырза берет балалайку, и возникает ансамбль. Такая вот семейная идиллия.
«Пусть я не стал музыкантом, — говорит Аймырза. — Мое дело — кормить семью. Главное, чтобы играли те, кому я могу помочь».
Правила жизни
Родители Аймырзы привили своим детям нерушимые ценности. Первая — твердое слово. «Если ты дал слово — ты его сдержишь. Пусть даже себе в убыток. Так нас учили».
Вторая ценность — семья. Жаманкуловых много — родных, двоюродных, троюродных. Все они общаются, встречаются, поддерживают друг друга, у всех свои проблемы и успехи. «Наш дядя Сержан занимался делами всей семьи. Он знал про каждого из нас — кому нужно помочь в трудный момент, кому «гайки подкрутить», с кем просто поговорить».
Сам Аймырза был поддержкой для маленькой сестренки Мейрамгуль. Когда девочка училась в консерватории, вся семья заботилась о том, чтобы она не думала ни о чем, кроме учебы. Теперь Мейрамгуль уже совсем не маленькая, работает завучем в том самом музыкальном колледже.
В семье Аймырзы нет разделения труда на женский и мужской. «Моя мама, — вспоминает Айымжан, — говорила так: «Мужчина и женщина, конечно, кое в чем различаются. Но руки-то у всех одинаковые!». Трудятся вместе, играют вместе и вместе отдыхают. Когда появляется время, семья усаживается в старенькую «семерку» и едет в парк: можно подышать свежим воздухом, а сыну — бегать без ограничений.
— Аймырза, а сколько в семье должно быть детей? — спрашиваю я.
— Сколько Бог даст, наверное. У меня именно так и будет.
Досье «АВ»
Жаманкулов Аймырза Тлектесович. Родился в 1974 году в Шалкарском районе. Учился в Актюбинском музыкальном колледже по классу баяна. Имеет два высших образования — филологическое и юридическое. Женат, воспитывает сына. В настоящее время работает специалистом по связям с общественностью АПФ АО «КазТрансГаз Аймак».
Шолпан ТУЛЕУЛОВА