— Дети – это будущее нашей страны. От того, какими они вырастут, будет зависеть судьба государства. И пусть это звучит немного пафосно, но я испытываю чувство гордости, что уже сейчас, в настоящем, оказываю влияние на будущее. Ведь это продлевает и мою жизнь, — признается учитель школы-гимназии № 9 с более чем 30-летним стажем Елена УМАНСКАЯ.
— Однажды меня спросили: «Кто ты?». Не раздумывая, ответила: «Я — педагог». Правильнее было бы сказать: «Я — мать» или «Женщина», «Человек». Но я — педагог. И в тот момент поняла, что учитель — это мой образ жизни, осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего, перед моими учениками, коллегами, родителями детей, — начинает беседу Елена Геннадьевна.
— Почему вашим выбором 33 года назад стал предмет русского языка и литературы?
— В школьные годы красивая душой Зоя Алешина – первый и любимый учитель, талантливая Светлана Бурбаева – учитель русского языка и литературы сподвигли меня стать тем, кем я сейчас являюсь. Никогда не забуду, как пожимали они мою ладошку, вручая первые грамоты за участие в конкурсах сочинений и чтецов. Меня всегда ждала сцена. И я нашла ее в уютном классном кабинете, изо дня в день встречаясь со школьным зрителем. Профессия учителя – это состояние моей души, а школа – весна жизни.
Книги также стали отправной точкой на пути к учительству. Благодаря моей маме, Неле Васильевне, чтение для меня — реальная потребность, привычка. И сейчас книга продолжает оставаться непревзойденным чудом, задушевным собеседником.
— Кто был вашим наставником в первые годы работы?
— В пору становления мне довелось работать с интереснейшим человеком — Галиной Сайгушкиной. Перенимая ее опыт, манеры, стиль работы, поняла, что школа – моя стихия. Она стала для меня режиссером уроков. Прошло много лет, а я до сих пор помню ее умение красиво говорить. Мне казалось, что она влюблена в жизнь, именно с ней я поняла, какая удивительная наука педагогика. Часов у меня было немного, работала в свое удовольствие по принципу: «Твори, выдумывай, пробуй!». Уже тогда экспериментировала: уроки-экскурсии, уроки-спектакли, уроки-дискуссии, уроки-студии.
— Не так легко завладеть вниманием тридцати с лишним учеников, заставить их думать, размышлять, познавать новое. Какие методы вы используете?
— Искусство слова выполняет одну из главнейших задач – воспитание души человека. Чтобы наполнить детскую душу содержанием, я тщательно взвешиваю на весах талантливости слайды, интернет-ресурсы, репродукции, музыку к теме. Какое впечатление произведет это на учеников? Возвысит ли в человеколюбии или оставит равнодушным? Такой подход помогает и внимание удерживать, и учить новому.
— Что для вас главное на уроке? Научить грамотно писать? Верно излагать свои мысли?
— Главное – это хотеть сиять. Я выбираю путь движения к успеху по своим силам, подаю пример воспитанникам. В работе счастлива независимо от внешних обстоятельств, так как учу детей определять себя в этом мире, радоваться успехам друзей, чувствовать чужую боль и помогать тем, кому нужна поддержка. Не потеряться в жизни, не бежать от трудностей, а обретать веру в то, что во всех обстоятельствах люди становятся духовно богаче, приобретая неоценимый опыт. Настоящий учитель несет в себе не только знания, но и особый свет, дар сердца.
— Урок литературы всегда воспринимался как нечто возвышенное и прекрасное. Понимают ли сегодняшние дети всю красоту языка классиков? Хотят ли они подражать героям романов прошлых столетий?
— Мне нравится на уроке литературы рабочая тишина, когда класс застывает, думая над вопросами. Потом начинается диалог, я стараюсь услышать мысли моих детей: правильные, ошибочные, курьезные и даже смешные. В итоге мы сообща находим истину в тексте, у автора.
Сегодняшние дети адекватно воспринимают изучение русской литературы, хотя настоящих книгочеев, на самом деле, становится все меньше. Для них творения классиков — пример возвышенных чувств, красоты отношений, культуры споров, благозвучия русского языка. Учить нынешнее поколение на примерах прошлого нужно. Жаль, что мы не изучаем творчество местных поэтов и писателей, на которых тоже можно воспитывать молодежь.
Основу содержания предмета литературы составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Как вернуть интерес к чтению? Я это делаю через приобщение к тексту. Учащиеся вслед за автором учатся понимать мир и давать оценку в диалоге с автором. На уроках литературы прослушиваем выразительное чтение стихов, басен, рассказов, отрывков произведений в исполнении актеров, что способствует представлению более яркой и выразительной картины, созданной писателем. С интересом ученики воспринимают экранизацию произведений.
— Не секрет, что сегодня у многих хромает грамотность, и мы это наглядно видим, читая сообщения, комментарии в социальных сетях, мобильных приложениях. Может быть, не стоит обращать внимания на ошибки и знаки препинания? Возможно, главное сейчас – это смысл сообщения, а не способ передачи мысли?
— Языковая культура – показатель интеллекта любого человека. О грамотности нужно думать всегда. Это как рефлекс. И знаки препинания нужны, нельзя ими пренебрегать. Нельзя писать как попало! Грамотность должна быть, что называется, на кончике пера!
На уроке русского языка приоритетом всегда было и остается грамотное нормированное письмо, где ученик должен уметь объяснить выбор орфограммы или пунктуационного знака. Когда читаю заметки своих учеников в социальных сетях, удивляюсь их открытости, умению вести диалог с миром. Нередко прихожу к выводу, что не зря их учила языку, коммуникации. Выражать собственные мысли грамотно, заявлять о себе миру – это и есть результат учебного процесса.
— Что вы посоветуете родителям учеников в отношении чтения, грамотной устной и письменной речи?
— Родителям сегодняшних учеников посоветовала бы больше общаться с детьми, играть, всматриваться вместе в рисунки жизни, находить ответы на все интересующие вопросы, не замыкаться на житейских проблемах и собственной работе, а жить интересами детей. Сердцевиной школы жизни все-таки является коммуникация, литературный вкус, оценивание человека в семье и обществе.
— В этом учебном году все, кому не лень, обсуждают нововведения в программу образования. На самом ли деле обновленное содержание не продумано и поспешно?
— Я так не считаю. Вы не поверите, как теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал! А открытые педагогические площадки помогают подбирать планы уроков и необходимую литературу по любой теме! Инновации, методики, творческий потенциал – вот те слова, которые чаще всего звучат в современной школе. Если ты владеешь технологиями, то ты владеешь миром.
Думаю, что учебная самостоятельность и обученность детей станет выше, если у детей будет больше опыта учебного сотрудничества друг с другом. Обновление в преподавании и обучении предполагает создание в классе коллаборативной среды.
Пока я не прошла курсы по обновленной программе, мне тоже многое было непонятно. А теперь могу сказать, что не надо бояться нововведений, так как все это делается не на пустом месте. Программа уже адаптирована в 30 пилотных школах Казахстана, одной из которых является наша гимназия № 9. Результаты показали, что все остальные школы с этим справятся.
На курсах я поняла значимость обратной связи, дифференцированных заданий, развития исследовательских навыков учащихся, стратегии для улучшения качества обучения, примеры психологических разминок, минуток тишины и релаксации. Дети по новой системе будут учиться с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствовать себя свободно и комфортно.
Обновленное образование Казахстана — веление времени. А мы, учителя, должны выполнить заказ общества и подготовить выпускника с набором таких качеств, как креативность, высокий уровень грамотности, развитый интеллект, устойчивая мотивация и желание познавать. Возможно, что в новой программе не все понятно общественности, потому что министерство многие вопросы еще дорабатывает. Мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями во всех реалиях жизни. А помочь этому сможет трехъ-язычная обновленная модель образования.
— Кстати, насчет трехъязычия. Важно ли казахстанцам владеть русским языком?
— Русский язык может служить государству и защищать независимость Казахстана, прославлять казахов не меньше, чем их родной казахский. Через русский язык можно расширять сферу применения казахского. Оба языка должны не конкурировать, а поддерживать друг друга. Английским нужно владеть как одним из мировых языков бизнеса, науки, Википедии, получения образования в дальнем зарубежье. На мой взгляд, нужно развивать три языка одинаково, не отдавая приоритета одному из них.
— В чем выражается ваше педагогическое кредо?
— Моя личная педагогическая философия проста: работа с детьми – это творчество. Нельзя с ними работать по шаблону, я стараюсь прогнозировать, какой из приемов даст желаемый результат, какое выбрать средство воздействия на ребенка, какие возможны исключения из общепринятых правил. Творчество проявляю и в определении дистанции в отношениях с детьми. Мы близкие люди, но расстояние меняется в зависимости от обстоятельств. В ответ на мое творчество дети проявляют свое творчество через игры, танцы, песни, рассказы, рисунки, обмен мнениями, отношение к различным ситуациям. Общение с детьми помогает мне в работе над собой: мои подопечные моментально реагируют на малейшие изменения в настроении, голосе, их интересуют все события, происходящие рядом, а мои комментарии и разъяснения слушаются очень внимательно.
Для детей ярче слов – личный пример педагога. Поэтому поступать по совести, правильно, с точки зрения норм поведения в обществе, — мой долг.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото Аслана МУСЕНОВА