Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Стучать по барабанам – это круто!

На недавнем вечере «Open air Music fest» выступили камерный оркестр областной филармонии имени Г. Жубановой и эстрадно-симфонический оркестр Уральска. Говорят, нашим соседям очень понравилась зажигательная игра актюбинской девушки на ударной установке. А еще говорят, что многие горожане приходят на концерты местных инструменталистов, чтобы услышать и поддержать букетами свою любимую барабанщицу. Кто же она – Кристина Русакова?

Красивая девушка с тонкими чертами лица, хрупкой фигурой, сидящая напротив меня, никак не вяжется с ассоциациями «металлика», «рок-музыка», «кожаная косуха». Ведь именно так представляем мы, обыватели, ударника в ресторанном ансамбле. Обычно это мужчина с длинными волосами, который колотит по барабанам, тарелкам, уходя в какой-то свой, параллельный мир музыки. А тут – нежное создание, откуда у нее сил-то на барабаны? И вообще, как пришла она в эту не совсем женскую профессию?
– Не могу сказать, что это было моей детской мечтой, – чуть улыбаясь, отвечает на первый вопрос Кристина. – Увлечений было много, я ходила на танцы, в художественный лицей, на бисероплетение. Через время желание пропадало, я меняла пристрастия. И вот в подростковом возрасте на фоне популярного тогда сериала «Ранетки» захотелось играть на гитаре. Родители купили инструмент, я занималась самостоятельно. Папа помогал, он окончил музыкальную школу по классу баяна, хорошо играет на аккордеоне, гитаре, поет, хотя имеет техническую специальность. Но мне этого было недостаточно, я хотела играть профессионально и в 14 лет попросилась в музыкалку. Мы с мамой обошли все музыкальные школы города, везде получили отказ: «Возраст не подходит». И только в школе искусств имени Казангапа согласились взять меня, но на класс гитары был перебор. Мама стала уговаривать завотделением Надыргали Кадыровича, а он обратился ко мне: «Зачем тебе гитара? Лучше посмотри на барабаны». Показал самый простой ритм, и все – мои глаза загорелись, я тоже захотела так стучать. Мама одобрила, подумала, что и это занятие я вскоре заброшу, но нет. Барабаны до сих пор в моей жизни на первом месте. Так, благодаря педагогу Ниязову сложилась моя судьба.
– Он был вашим первым преподавателем?
– Нет, в школе искусств я училась у Сакена Сурагановича Еркегулова, он худрук и дирижер эстрадно-джазового оркестра Актобе. Это потрясающий учитель, за год так увлек предметом, что я летела на его уроки после школы. Через полгода Надыргали Кадырович пригласил меня в ансамбль «B-Jazz», мы давали небольшие концерты с ребятами.
– Потом вы поступили в колледж?
– Не сразу. Мне подсказали, что при музыкальном колледже есть детская студия, я записалась туда и продолжала осваивать ударные с преподавателем Азаматом Галимжановичем Беркешевым. Он же стал моим педагогом по специальности, когда я поступила на отделение духовых и ударных инструментов. На нашем отделении духовиков было человек пять, на ударных – я одна. Уроки велись преимущественно на казахском языке, которым я свободно владею еще со школы. Кстати, знаю английский, немецкий. Языки мне даются легко.
– Как отнеслись ваши близкие к выбору профессии?
– Несколько скептически. Некоторые спрашивали: «А представь, тебе будет 50 лет, и ты будешь сидеть, стучать по барабанам?». Я отвечала: «Да! И это будет круто!». Мама и папа поддержали меня. Уже на первом курсе я выступала в эстрадно-джазовом оркестре. Еркегулов и Беркешев – сильные педагоги, я благодарна им за полученные знания. После колледжа поступила в Академию искусств в Самаре, но после очередных каникул не смогла
выехать в Россию из-за пандемии.
– Почему на отделении ударных инструментов не наблюдается такого наплыва абитуриентов, как на фортепиано, например?
– Возможно, каждому – свое. И все же легче взять флейту и сыграть где-то, чем таскать барабаны. Наша специальность требует упорства, сил, физической выносливости, трудоспособности, концентрации внимания, координации рук и ног. Обязательно должно быть чувство ритма. Кстати, в колледже мы учились играть также на маримбе, виброфоне и других.
В те годы сложно было разыскать ноты популярных композиций для ударных, поэтому сейчас я в своем Телеграм-канале выкладываю то, что у меня есть, делюсь с новичками.
– Дорогое ли удовольствие – иметь дома ударную установку?
– Недешевое, скажу так. Мне купили барабаны, когда я училась на третьем курсе. Цены варьируются в широком диапазоне. Самые простые – от 90 до 200 долларов. Это если неполная комплектация, вам будет неприятно играть на них. Средний класс – полупрофессиональные, стоят от 800 до 2 000 долларов. Там уже определенный материал (дерево, пластик). И высшая каста – разброс от 10 000 до 20 000 долларов. Зависит от бренда. Есть еще кастомные барабаны, когда мастер делает инструменты под заказ. Они самые дорогие и самые качественные.
– А если ваш домашний барабан сломался? Кстати, что чаще всего выходит из строя?
– Палочки. Это расходный материал. Ломаются после каждого концерта практически. Могут порваться пластики – материал, натянутый на барабан. Ремонтирую сама.
– Какое дерево предпочтительнее для палочек?
– Каждый выбирает на свой вкус. Мне больше нравятся палочки из ореха, березы. Они приятны на ощупь, прямо как шелк, легкие, удобные. Ты чувствуешь баланс.
– Вы долгие годы работаете в камерном оркестре филармонии. Какие выступления запомнились?
– Года два назад выезжали в тур по городам Казахстана с программой «Netflix». Были потрясающие концерты! Мы работали с дирижером из Астаны, а это новый опыт, новое видение репертуара. Собирали полные залы, это была просто бомба! Помню, мне с трудом дался ломаный, сложный ритм в саундтреке из «Игры кальмаров». Всю ночь учила партию, но справилась. В Туркестане мы сопровождали постановку про Шамши Калдаякова.
В оркестре есть второй барабанщик Кахарман, мы используем не только ударную установку, но и перкуссионные инструменты: рейнстик (шум дождя), литавры, шейкеры, кастаньеты, треугольнички, тамбурин, маракасы и так далее.
Добавлю, что недавно я получила винил с альбомом группы «Адаптация», там на стороне «А» композиции полностью с моими барабанами. До этого был выпущен диск.
– А чем отличаются электронные барабаны от обычных?
– Это абсолютно другие ощущения, сила звука, упрощенная техника. Но опять же, смотря какие барабаны. Есть дорогие кевларовые пластики, звук максимально похож на живой. Электронные имеют немало плюсов: они портативные, можно заниматься в наушниках, выбирать стили, делать записи. И все же живые – это и визуал получше, и кач сильнее.
– Кристина, а кто ваши кумиры?
– Когда я начинала, мне нравился Дэйв Грол из группы «Nirvanа». Это настоящий гранж, целая эпоха. Потом был Тревис Баркер, группа «Blink-182» – его игра отличается техникой, скоростью, интересными партиями. Из российских нравится Денис Маринкин, он выступает с Земфирой, Лепсом, группой «Звери» и другими. Игра смотрится легко, но настолько хлесткие удары, как будто гвозди забивает. При этом все звучит сбалансированно, ничего не выделяется из микса.
– Сколько времени в день вы уделяете игре на барабанах?
– Минимум – восемь часов. А вообще – любую свободную минуту посвящаю самообразованию, смотрю видеоуроки, репетирую, ищу новые приемы, песни. И не потому, что так нужно, а потому, что мне это нравится. В музыке нет предела совершенству. Если бы у меня был шанс снова выбрать профессию, я бы выбрала барабаны.


Востребованная профессия

Бектурган ДУЙСЕНБАЕВ, завотделением духовых и ударных инструментов музыкального колледжа имени А. Жубанова:
– В этом году на нашем отделении был 31 учащийся, на четырех курсах ежегодно поступает 8 человек. На отделении ведется обучение на всех духовых инструментах, кроме фагота. Могу смело сказать, что по западному Казахстану мы лидируем и по количеству выпускников, и по качеству обучения, и по оснащенности. Благодаря бывшему директору Аманжолу Исмагулову и нынешнему – и. о. Адилету Кузембаеву – смогли приобрести дорогостоящие инструменты.
Набираем детей из ДМШ и ДШИ города и райцентров, есть из Саздинского детского оркестра духовых инструментов, который создал учитель Абыл Смаилов.
Учащиеся в составе оркестра выступают на фестивалях, конкурсах, в том числе международных, занимают Гран-при, первые места.
После окончания колледжа многие наши ребята получили высшее образование, работают сейчас во многих городах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Инструменталисты очень востребованы, у них нет сложностей с трудоустройством.
Азамат Галимжанович Беркешев преподает в классе ударных более десяти лет. Его ученики также достигают высоких результатов. За последние годы у него учились три девочки – это своеобразный рекорд. Айнур Нургалиева сейчас работает в Астане, Даяна Арынгазиева преподает в школе искусств Казангапа, Кристина Русакова выступает в составе камерного оркестра. Как вы знаете, недавно к нам приезжал Уральский оркестр. Услышав барабаны Кристины, они были восхищены, она большая молодец. За эти годы очень выросла в профессиональном плане.


Пульс, ритм и кач

Али ЕРМЕКБАЕВ, художественный руководитель камерного оркестра областной филармонии имени Г. Жубановой:
– Кристина Русакова получила базовые знания в музыкальном колледже имени Ахмета Жубанова. Это немаловажно для участия в оркестре. Она профессиональный, дисциплинированный, коммуникабельный, да и просто потрясающий музыкант. Мы делаем интересные проекты, она с удовольствием их подхватывает.
Ударные инструменты играют большую роль в оркестре. Это как пульс. Если нет пульса,
то и жизни нет.
Руковожу оркестром 21 год, за это время мне посчастливилось работать с девушками-барабанщиками. Первая была Анастасия Чиликина, очень хорошо играет на литаврах и ударной установке. Вторая – Кристина. Украшение нашего коллектива. У нее хороший бит, железный ритм, она качает оркестр.
Параллельно я работаю в детском камерном оркестре школы искусств имени Казангапа, и там тоже играет на ударных девочка – Девора Еспаева.
Большая редкость, когда в оркестре за барабанами сидит девушка, но я в этом плане везучий.


Гульсым НАЗАРБАЕВА

Фото из личного архива героев статьи

Колонка "Взгляд"