Год 80-летия филармонии имени Г. Жубановой проходит под знаком 85-летия основателя оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова Каиргали Кожанбаева, без которого история культуры современного Актобе была бы более скудной.
По окончании Кулагинской школы-пансионата Испульского района Гурьевской области ее выпускник Кожанбаев поступал в Новочеркасский политехнический. Не поступил, его пригласили массовиком в РДК и отправили на 4-месячные курсы баянистов.
— Курсы вел Ошлаков-младший, и так вел, что в консерватории я собирался поступать в класс баяна. Ахмет Куанович Жубанов уговорил выбрать домбру, — вспоминает Каиргали Усенгалиевич. – На тех же курсах и нотную грамоту освоил.
Имя Каиргали собеседнику дали сверстники в консерватории, решив, что юридическое Коля несолидное для взрослого человека.
— Но мне ни разу не пришло в голову сменить документы, потому что это выбор отца, — говорит музыкант. – Мама Онайтуган рожала меня пару дней, пока не вспомнили о повитухе с того берега Урала, русской бабушке. С ее появлением в доме я родился быстро, и счастливый отец попросил женщину дать мне имя. Бабушка сказала: «Пусть будет Коля». Ну а секретарь сельсовета не знал, что регистрировать нужно Николаем.
Родители были коммунистами, у отца была бронь, но он ушел на фронт добровольцем. Пропал без вести в 1942-м.
Не только оркестр, училище и ансамбль
Известно, что Каиргали Кожанбаев является идеологом фестиваля детского творчества «Айналайын», который проводит АЗФ, и автором гимна этого фестиваля. Всего произведений у него около семидесяти. На недавнем «Жұбановтар әуені» песни этого актюбинского композитора исполняли конкурсанты с уникальными вокальными данными.
Необходимо напомнить землякам, что в 1967 году молодой дирижер приложил руку к подготовке оркестра Байганинского района. Вот что вспоминает он спустя 56 лет:
— Самодеятельный коллектив из Байганинского РДК был лучшим на областном смотре, значит, поедет на республиканский тур. Мы дополнили его кобызисткой Алмагамбетовой из культпросветучилища, примачами и басистами из других коллективов, и в Алма-Ате они заняли первое место! В 1969-м байганинцев отправили в Москву на ВДНХ, и они триумфально выступали в парках Дзержинского, Центральном, в Люберцах. По возвращении оркестр стал народным, каким
является и сейчас.
Начало
Славу области, города составляют не респектабельные стелы на въезде или количество помпезных монументов, а люди. Из них складывается история, они владеют умами, украшают эпоху.
Ко времени окончания консерватории имени Курмангазы Каиргали Кожанбаев работал редактором Комитета телевидения и радиовещания Казахской ССР, и худрук музыкальной редакции Омирбек Байдильдаев был уверен, что талантливый молодой человек останется у них. Почему не вышло, рассказывает юбиляр:
— Омирбек Байдильдаевич сказал, что сам пойдет на распределение. И забыл! А из Актюбинска приезжали Оспанов и Жалгасов как раз, чтобы получить дирижера оркестра казахских народных инструментов. Меня и распределили по их заявке. Когда об этом узнал педагог Хабидолла Тастанов, тоже спохватился. Да, на меня рассчитывали и на кафедре дирижирования. Но порядки были такими жесткими, что даже замминистра культуры не помог.
Приехал в Актюбинск, дали объявление о конкурсе в оркестр, а народ не торопится… Я съездил женился, а народ в оркестр так и не спешит. В тот момент можно было уехать в Алма-Ату, но в кармане всего пять рублей и Турдыбек Оспанов уговаривает остаться.
Начал вести в культпросветучилище сольфеджио, гармонию, дирижирование и класс домбры. Оркестр сколотили в 1965-м, но тоска по работе в столице не оставляла потому, что я мечтал развиваться как дирижер, а повышение профессионального уровня зависело от Московской или Ленинградской консерватории. Попасть туда можно было только по направлению из консерватории
имени Курмангазы.
30 июня 1965 года я размышлял так: «Завтра получу зарплату, отпускные, возьму жену за руку, и мы улетим в Алма-Ату». Но вечером сообщили, чтобы я вселялся в однокомнатную квартиру. Судьба.
В 1971 году Каиргали Кожанбаева назначили директором Актюбинского музыкального училища, где он проработал до 1990 года. Параллельно, в 1978-м, музыкант создал ансамбль «Әлия гүлі», ставший одним из культурных брэндов области.
— Во всех регионах создавались ансамбли песни и танца, и мы не стали исключением, — продолжил собеседник. – Музыкантов я собрал из преподавателей культпросветучилища и музыкального, а танцоров – из трудящейся и учащейся молодежи. На название объявили конкурс, выиграл вариант поэта Сабита Баймулдина.
Концерты давали в областном центре, в глубинке, даже съездили на республиканское телевидение в Алма-Ату, были на многих фестивалях, в том числе в Египте (1986) и ФРГ (1987).
Ансабль я покинул в 1990-м: начал ходатайствовать о зарплате для артистов, не добился и не мог смотреть им в глаза. Тогда же ушел и из музыкального училища, восстановив здание после пожара 1988 года. В это время организовывался областной филиал Всесоюзного музыкального общества, идея мне показалась интересной, и я решил его возглавить. Прежде всего предполагал через московское общество «Юность» организовывать концерты и гастроли, составил программу, стал ходить по инстанциям в поисках помещения, но развал СССР сработал не в помощь.
После юбиляр работал в пединституте и охотно делится воспоминаниями о его ректоре Мухтаре Арынове:
— Он основал общество «Қазақ тілі», организовал празднование 140-летия Казангапа, а когда у меня не пошли дела с музыкальным обществом, через проректора Бутинчинова пригласил возглавить кафедру музыки.
Рукою мэтра
По завершении учебы педагог класса дирижирования Александр Ковальский устроил своим лучшим студентам – домбристу Каиргали Кожанбаеву и баянисту Батырбеку Абдыкалыкову – афишный концерт. На концерте был Ахмет Жубанов, и 14 мая 1964 года в газете «Лениншіл жас» вышла его статья «Жаңа есімдер – жаңа үміттер», которую впоследствии Газиза Жубанова включила в книгу «Әң-күй сапары». Днем ранее в этой же газете под авторством Абикула Ибрагимова вышла заметка «Талшыбықтың саясы».
Понятно, что к юбиляру Ахмет Куанович относился особенно, а цитата мэтра у входа в колледж имени А. Жубанова – лишнее тому подтверждение: «С точки зрения дирижерской техники, аппарата он особенный. Каиргали – искусный домбрист, думающий музыкант».
Первая попытка, вторая, третья…
— Я приехал в Актюбинск для создания оркестра казахских народных инструментов, и в 1965 году я его создал, — продолжил воспоминания Каиргали Усенгалиевич. – Тот, при культпросветучилище, полноценным коллективом так и не стал. Потом, в 1996-м, с 35 музыкантами в составе начал работать оркестр при филармонии. Через время его пришлось распустить по причине
невыплаты зарплаты.
Когда в 2003-м регион возглавил новый руководитель, я понял, что за культуру он радеет, и записался на прием, чтобы снова вести речь о своей миссии. Аким области выделил десять миллионов на костюмы, инструменты, зарплату музыкантам, и работа закипела!
Первая поездка коллектива была в Оренбург, далее — на фестивали в Магнитогорске (Гран-при), Екатеринбург, Уфу (1-е места), гастроли по областным центрам РК.
Пошла полноценная профессиональная работа, к которой меня, студента из гурьевской глубинки, готовили Ахмет Жубанов, Фуат Мансуров, Куддус Кужамьяров, Латиф Хамиди, Александр Ковальский, Тургут Османов и другие наставники. Первыми вокалистами были Марат Айтимов и народ из художественной самодеятельности. Гульназира Сагынганова, Светлана Айтбаева, Манзура Сапарова присоединились чуть позже.
Сейчас худрук коллектива – Даурен Глымов, приглашенный директором филармонии Елубаем Кенжалиевым. А вот нынешнего главного дирижера Мадину Кабижанову в 2003-м позвал, но сначала – на кафедру музыкальных инструментов в университет имени Кудайбергена Жубанова. Сейчас она преподает на отделении народных инструментов колледжа имени Ахмета Жубанова. Уходя на пенсию в 2018 году, я оставил за ней пост главного дирижера. Некоторое время числился наставником коллектива, но зрение подвело. Конечно, подбор репертуара, инструментовка, чем я все время занимался, — не лучшие друзья глаз, но мне есть чем и кем гордиться помимо коллективов. Я горжусь Жайлау Асылхановым, Бакытбеком Зейнеловым, Туребеком Мустафиным, Сериком Абилхановым, Майрой Хожабаевой, названной выше Мадиной Кабижановой, другими.
Оркестр хороший, но пределов роста не бывает, он будет играть лучше и лучше. А чтобы у коллектива появился статус – к примеру, государственного или национального – хлопотать должны управление культуры, руководство филармонии.
Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, не попади я в Актюбинск, но нисколько об этом не жалею: здесь меня уважают, я востребован и счастлив.
Записала
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из архива «АВ»