Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Судьба Гульжан Сагиновой

На днях на свадьбе у родственников в России Гульжан Агимбетовну попросили станцевать, и она исполнила собственную хореографическую композицию под Уилский вальс Аблахата Есбаева. По казахской традиции танцовщицу осыпали деньгами. Еще бы! Ведь 27 июля ей исполнится 75 лет.


Держать голову высоко

Вопреки всем успехам и талантам жизнь Гульжан Сагиновой трудно назвать радужной. Детство сельской девочки не бывает праздным, а послевоенное тем более. Оставшись с тремя детьми одна в 39 лет, она подрабатывала порой в трех-четырех местах.
– Девять лет ютилась с детьми на девяти квадратах в общежитии культпросветучилища, – с горечью вспоминает собеседница. – Квартиры получали стоящие в очереди после меня, а меня магическим образом обходили. Что делать? Подруга Ирина, связистка, заставила прийти к ней на работу и набрала номер Геннадия Колбина. Чудо случилось – он снял трубку. И объяснил, что такие вещи решаются при очной беседе. Я поехала. Первый руководитель Казахской ССР заверил, что по возвращении справлю новоселье. Но вместо квартиры я получила нагоняй от городского руководства за жалобу. Та же Ирина надоумила воспользоваться возможностью получения кооперативной квартиры, и мне стоило серьезного стресса искать деньги, когда свободной была единственная квартира на девятом этаже. В ней живу и сейчас. И глаз я потеряла, когда делала ремонт в учебном классе – больше некому было. Инвалидность не дали, не желая портить статистику. Когда накатывала депрессия, мама это замечала и всегда говорила: «Не опускайся, расправь плечи,
держи голову высоко!».


Бата от Нурсулу Тапаловой

В судьбе любого человека можно вычленить какую-то линию и отслеживать ее. У Гульжан Сагиновой это тяготение к творчеству, и причина – в благословении самой Нурсулу
Тапаловой:
– Первый танец мне, 8-летней, показала мама. Это был «Турымтай», который в свое время мама исполняла с Нурсулу Тапаловой. Композиция рассчитана на четырех девушек, но я ее исполняла одна.
С той поры девочка стала танцевать всегда и везде.
– Окончила Уилскую школу-интернат, – продолжила собеседница. – С пятого класса нашей руководительницей была Гульзипа Кауымбаева, которая брала меня на субботние вечера для старшеклассников. Они были интересными, я – жадной до эмоций, и учительница придумывала предлог в виде танца, который на мероприятиях я исполняла непременно.
Должна сказать спасибо и учительнице пения Саре Торгамбаевой, научившей не только петь, но и показавшей танец «Қамажай». А в 11 лет мне выпало счастье кататься по Уилскому району с агитбригадой в составе Шары Жиенкуловой, Нурсулу Тапаловой, Лаззат Суиндиковой, Асанали Ашимовым и другими популярными артистами. За короткий срок Нурсулу Тапалова обучила меня многому, а Шара Жиенкулова показала «Айжанқыз» в собственной постановке и «Балбыраун», которые могу воспроизвести и сейчас. Артисты настаивали, чтобы я ехала в Алма-Ату и осваивала искусство танца, но бабушка не разрешила. Когда стал вопрос выбора профессии, отец тоже выдвинул условия: «Если выберешь культуру, денег не дам. На медицину дам». Я уехала в областной центр, год осваивала баян в ОДНТ, через год поступила в культпросветучилище на отделение актерского мастерства. Хотела стать танцовщицей и актрисой, но у страны была цель поддерживать национальные культурные пласты, и меня определили в группу кобызистов оркестрового отделения. Да, я кобызистка, но душа моя – в танце. Думаю, причина в том, что получила своеобразное бата от Нурсулу Тапаловой. Спустя лет десять мы встретились в Алма-Ате на фестивале, и она посвятила меня в тонкости казахского танца, его теорию, терминологию, раскрыла секрет улыбки, зрительного контакта и показала таджикский танец, узбекский «Михривано», основы движений азербайджанских танцев, татарских, а казахские «Мерген» и «Бүркіт» я осваивала с артистом ее коллектива. Эти азы помогли в профессии, я делилась ими со всеми, готова делиться и сейчас.

Все мы родом из детства

Родилась Гульжан в Талтогае Акшатауского аулсовета Уилского района. Ее мама Батима Даржигитова была одарена так, что всего не перечесть. Она работала в Талтогае, Каракемере, Уиле, Саралжыне аулнаем и его заместителем, кладовщиком, бухгалтером, завсельпо и продавцом, заведовала фермой, а пела и играла на домбре исключительно для души и в свободное время. Танцы остались в молодости и в памяти.
– Бабушка Рахиля Сыгинкызы талантов имела еще больше. Обе выполняли женскую работу в доме, а во дворе – любую мужскую, – продолжила Гульжан апай. – Я была свидетелем всему, все впитывала, поэтому сегодня ко мне обращаются за консультацией и по этнографии. Бывало, Рахиля аже возьмет зерен (большую деревянную миску) и мы выходим из дома. Она остановится напротив какого-нибудь дома, кружит зерен в руках и поет. Оказывается, в доме лежит больной человек, и по окончании пения он непременно вставал. Да, Рахиля аже была лекарем с редким даром. И ударным строителем: во время войны в Саралжыне строили мост, и бабушкино звено было в передовиках. А еще она всю жизнь тайком в сарае читала Коран. Муж ее, мой дед Даржигит Игесинов, погиб на фронте. До войны он был председателем колхоза в Акшатау.

Наследственные таланты

Помимо Гульжан, Батима Даржигитова и Агимбет Ешмухамбетов вырастили дочь Улжан и сына Нурымбета. Последний тоже внес вклад в культуру области – был худруком и дирижером оркестра казахских народных инструментов при культпросветучилище и педагогическом колледже. На факультете дирижирования в консерватории имени Курмангазы Нурымбет Ешмухамбетов учился у Нургисы Тлендиева и Шамгона Кажгалиева.
– С Тлендиевым они были настолько близки, что брат выбрал его кіндік әке для сына, и мэтр дал племяннику свое имя. В Алма-Ате Нурымбет работал в «Домбыра дастан», был одним из создателей этого коллектива, но по семейным обстоятельствам вернулся в Актюбинск. Мы работали вместе до его смерти. Наша сестра Улжан, как и мама, замечательно пела, но профессию выбрала швеи, что я тоже отношу к наследственности.
Своими детьми – двумя дочками и сыном – Гульжан Агимбетовна довольна:
– Они умелые и успешные предприниматели, одарившие меня внуками. Брэнд модной одежды аssel_tuleuova принадлежит моей младшей. Но главное, что все они счастливы. Как и племянник Нургиса. Кстати, мои и брата таланты проявились в его внуках: старшая Айзере танцами занимается всерьез, а маленький Амре, как и дед, музыку извлекает из всего, что видит. И даже стены разрисовывает, как маленький Нурымбет. Племянник заставляет детей читать сказки, а его отцу, едва доросшему до пяти лет, бабушка передавала жыр – еще бы он не стал домбристом!
Еще одна юношеская мечта нашей героини сбылась совсем недавно: она снялась в короткометражном фильме Даны Мусы и Александра Мерфи «Бақсы». Как уточнили авторы, фильм принят для участия в I фестивале азиатского кино (Нью-Йорк).

Трудовая книжка

Трудовой путь Гульжан Сагиновой начался в концертной бригаде Геннадия Шульги областной филармонии.
– Числилась я кобызисткой, но по факту на мне были все хореографические партии. Если обращались за помощью, не отказывала. Помню, замдиректора Мухтар Жалгасов привел совсем юную Тойгын Изым, чтобы я показала ей движения под популярную мелодию «Тамаша». Конечно, показала. Очень признательна Базаргуль Омаровой, работавшей танцовщицей филармонии до меня. Высокая, красивая, она напоминала мне Галину Уланову. Базаргуль апа показала удивительный танец «Сау-
ыншы», – вспоминает артистка. – Обучение в Чимкентском пединституте культуры к кобызу и баяну прибавило владение домброй и фортепиано. После полутора лет работы в филармонии десять лет проработала в классах фортепиано и кобыза Уилской музыкальной школы. Первой моей ученицей была Дамели Тау-
бекова, после школы окончившая консерваторию и состоявшаяся как преподаватель класса кобыза музколледжа имени Ахмета Жубанова.
Гульжан Агимбетовна вспоминает, как привлекала уилских девочек в класс кобыза:
– Каждой обещала, что параллельно буду учить танцам – так набирался класс. Да, землячки Нурсулу Тапаловой должны владеть языком движений! В числе моих учениц танцовщица Гульнара Нуртазина, мама популярной артистки Камшат Жолдыбаевой. С Гульнарой мы общаемся и сейчас.
В 1982 году наша героиня переехала в областной центр, стала вести класс кобыза и азы организации культработы в родном культпросветучилище, но тогдашний директор Аушат Баймуратов просил делать акцент на хореографии:
– Он понимал, что этот предмет нигде не велся, и у меня был простор для педагогического творчества. В 1997-м культпросветучилище оптимизировали с педагогическим колледжем, я перешла туда – вела в основном спецкурсы, например, ритмику. На различные танцевальные конкурсы училище отправляло учениц не специализированных групп, а моих, которые всегда возвращались лауреатами. Думаю, потому что ритм, движения у них были доведены до автоматизма.
Вспоминая работу в гуманитарном колледже, который в этом году отмечает вековой юбилей, Гульжан Агимбетовна приводит удивительные случаи:
– Директор Тимур Бурин был гениальным руководителем. В 1990-е учащихся было так мало, что речь шла о закрытии ссуза. А причина – в платном обучении. Тогда директор стал давать нам задание за абитуриентами ехать в глубинку. Естественно, я выезжала в родной Уилский район. Что только не пережила! Бывало, в жару или дождь добиралась в села на мотоцикле, арбе, а на ближние фермы – пешком. Помнится, в Амангельды на меня напала собака и порвала одежду… Но любой выезд был результативным: я привозила солидную предоплату от сельчан за обучение их детей. Все те выпускники сегодня работают по специальности, полученной в гуманитарном колледже. А это директора РДК, ДМШ, артисты различного профиля. Когда бываю на концертах, кто-нибудь обязательно подходит поздороваться – разве можно жаловаться на жизнь при таком раскладе?

Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото предоставлено ОЦНТ

Колонка "Взгляд"