Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем очерке «Казахстанский путь» подчеркивал, что без справедливого и честного правосудия, совершенной правовой базы не может быть стабильного и цивилизованного общества. Между тем важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией.
Одной из актуальных тенденций совершенствования судебной системы в целях обеспечения эффективного, справедливого, быстрого и доступного правосудия является дальнейший курс на специализацию судов. Благодаря системной работе в настоящее время созданы и функционируют специализированные суды по уголовным делам, военные, экономические и ювенальные суды.
С января 2015 года казахстанская модель уголовного судопроизводства начала работать по новому Кодексу. Одной из основных его новелл является введение института следственных судей, который относится к следующему этапу развития уголовного судопроизводства в Казахстане. В части 3 статьи 54 УПК РК дано определение статуса этого нового субъекта судопроизводства, согласно которому следственным судьей является судья районного и приравненного к нему суда. К его полномочиям отнесен судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.
Кроме того, в данном Кодексе большой акцент сделан на применение к нарушителям экономических санкций. Предусмотрены дальнейшая гуманизация уголовного закона, ведение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний. Исключены институты доследственной проверки, предъявление следователем обвинения, возвращение судом дел на дополнительное расследование.
Также новшеством в уголовно-процессуальном законе является институт процессуального соглашения в форме сделки о признании вины.
В качестве одного из эффективных инструментов повышения открытости суда, качественно нового уровня судебной системы следует рассматривать интеграцию системы «ТӨРЕЛІК», «Судебного кабинета» и системы аудио- и видеофиксации. Преимущество новой автоматической информационной системы судебных органов в том, что с ее помощью обеспечивается оперативный доступ к обмену информационными данными, высокая степень надежности, решаются такие задачи, как ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства. Система учитывает такие факторы, как специализация, нагрузка, переназначение судьи в другой суд и др.
Судом № 2 г. Актобе за 11 месяцев окончено 1 120 дел на 1 250 лиц из поступивших 1 287 дел на 1 455 лиц, из них с вынесением приговоров 657 дел на 743 лица. Прекращено 376 дел на 400 лиц, направлено для устранения нарушении УПК 15 дел на 17 лиц, возвращено прокурору 71 дело на 72 лица, остаток неоконченных дел, находящихся на стадии рассмотрения, — 155 уголовных дел на 205 лиц. Всего осуждено 743 лица. С участием медиаторов рассмотрено 112 уголовных дел, с применением аудиофиксации – 546 дел, видеофиксации – 494, аудио и-видео – 1 040 дел. Вынесено 64 частных постановления.
В рамках своего интервью «Шаги к верховенству Закона» председатель Верховного суда К. Мами рассказал о наиболее значимых изменениях в судебной системе в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех», где особое внимание уделено вопросам оптимизации судебных инстанций путем перехода от пятиступенчатой системы правосудия к
трехуровневой. Число судей Верховного суда вырастет в два раза. В связи с этим проводится работа по отбору достойных кандидатов в высший судебный орган страны, в которой принимает участие весь судейский корпус страны. В Верховном суде действует резервная комиссия, а также кадровые группы.
В рамках реформы для кандидатов в судьи предлагается прохождение годичной стажировки в судах с выплатой стипендии. После этого судьям назначается годичный испытательный срок.
Кроме того, для модернизации судебной системы предусмотрено также выделение Института правосудия из состава Академии государственного управления и передача его в ведение Верховного суда.
Задачи, которые ставит Президент страны перед судебной системой по созданию более эффективного, доступного судопроизводства, реализуемые поэтапно и последовательно, преследуют цель верховенства закона.