Морозы экзаменуют больше водителей, особенно южных.
— Мы обслуживаем 1 893 километра республиканских дорог. Участки, которые сильно заносит, находятся в приоритетном коридоре Самара – Шымкент на территории Хромтауского района. Много опасений вызывает также дорога Актобе — Орск, построенная в шестидесятых годах. В скором времени она будет реконструирована, — сообщил директор областного филиала НК «КазАвтоЖол» Баглан Баймагамбетов.
Именно на этих трассах в этом году по инициативе акимата области появились шесть дополнительных стоянок для зимней парковки машин: четыре по хромтауской трассе и две на орской. На остальных участках, где может накопиться снег, организованы временные съезды.
— Вся проблема в том, что дорога закрывается не потому, что мы не можем ее содержать, а из-за скопления техники и неорганизованности водителей. Они оставляют поломанные машины, сами уезжают, а на дороге образуется затор. Спецтехника не может зайти на этот участок, убрать чужую машину не можем, потому что все они груженые, в них какие-то материальные ценности, — поделился проблемой Баглан Баймагамбетов.
В стужу путников выручают кемпинги, они приходят на смену чайхане. Сегодня на территории области насчитывается более 110 кемпингов, есть заявки еще на 46. Возможно, очень скоро водителям будет доступен полноценный отдых через каждые 20-30 километров. Сейчас только на дороге Самара — Шымкент 68 таких остановок, все они могут приютить в непогоду от 5 до 30 человек.
— На основном трафике Западная Европа – Западный Китай мы можем принять до 700 человек. К категории А, предполагающей наличие магазина, столовой на 50-60 посадочных мест, гостиницы до 20 коек, мастерскую, заправку, относится кемпинг «Аманат» в Хромтауском районе, «Маяк» в Карабутаке Айтекебийского района. Там круглосуточно останавливаются до сотни автомобилей. С каждым годом эта сеть расширяется, — уточнил руководитель филиала.
Кроме того, в каждом районном центре есть дорожно-эксплуатационные участки, межрайонные пункты, где свободно могут разместиться от пяти до десяти человек. Большая база в Мартуке. Есть бесплатные пункты обогрева.
Кстати, нашей области необходимо 160 единиц спецтехники для содержания дорог, но в наличии имеется лишь половина. В основном техника устаревшая, эксплуатируются трактора 1970-х, 1980-х годов, которые давно должны быть списаны. Обновление идет медленно, на днях прибывает 13 авто. Тем не менее если 10-15 лет назад на содержание дорог области выделялось 100 миллионов тенге, сейчас — более 1 миллиарда.
— Вместе с тем в разы выросла затратная часть. 44 процента у нас не хватает на текущий ремонт. В зимнее время будем ориентировочно расходовать более 450 миллионов тенге. Конечно, хотелось бы большего: поставить больше заборов, плетней, освещение. С каждым годом требования к нам со стороны населения повышаются, — продолжил Баймагамбетов.
Прошлая зима выдалась очень сложной, более 800 часов дорога оставалась закрытой из-за обилия осадков. Не менее хлопотной ожидается и наступившая. К нашим холодам не приспособлены южные соседи, машины с турецкими, кыргызскими номерами, из Таджикистана, Узбекистана едут без шипов, цепей, на случай гололеда. Сами водители легкомысленно одеты в легкую одежду, не имеют валенок, унт. Некоторые из них в кабине сидят в сланцах и шортах.
Сара ТАЛАН