Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Свет Корана

В Актобе находится известный теолог, член совета ученых ДУМК, автор перевода Корана на казахский язык Абсаттар кажы Сманов. В течение двух месяцев он будет встречаться с правоверными области и ответит на их вопросы.

— Наша задача — правильно донести до молодежи основные постулаты религии, — начал свою беседу священнослужитель. – На Западе Казахстана, по сравнению с южным регионом, наблюдается большое отставание в религиозном образовании, к примеру, в Южно-Казахстанской области даже при Союзе люди придерживались веры. Религиозные основы были крепкими, поэтому к нам не проникли другие течения, как у вас. В Актобе ситуация в разных мечетях неоднозначная.

— Каким образом вы успели определить это?

— Это видно невооруженным глазом. У казахов принято, завершая бата или чтение Корана, поднимать руки и проводить ладонями по лицу. Это не исконно казахская традиция, а религиозный ритуал, который выполняют по сунне от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В хадисе об этом написано четко и ясно. Последователи нетрадиционных течений понимают его как нововведение (бидгат) и придерживаются пути шейха Насреддина Альбани, который отрицает такое поклонение. Об ошибках шейха мы не раз говорили, причем и здесь, в Актобе.

— Возможно, это только на первый взгляд…

— Это не первый мой приезд в Актобе. В прошлом году я пробыл здесь неделю, поэтому аудитория мне знакома. Но отмечу: по моим наблюдениям, есть положительные изменения в этом вопросе по сравнению с предыдущим приездом.

— С чем связан ваш нынешний визит, тем более на такой длительный срок?

— Нас специально пригласили по линии областного акимата в связи с увеличением числа поклонников нетрадиционных течений ислама. Конечно, трудно поправить создавшееся положение, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зови на путь Аллаха с помощью мудрости и убеждения». Поэтому работа будет идти поэтапно. В целом, весь жамагат для меня делится на две группы: на последователей ханафитского мазхаба и последователей других течений религии. Наша основная задача — укрепить позиции ханафийцев. Не секрет, среди них есть те, кто сомневается в традиционной школе ислама. Вместе с тем сомнения есть и у тех, кто преследует нетрадиционный ислам. Нам приходится объяснять адептам нетрадиционного ислама необходимость иметь терпимость к представителям других течений этой религии, признать их равноправными.

В исламе самое дорогое – это жизнь человека. К примеру, по шариату, нельзя употреблять мясо человека и свинину. Свинина – это харам (запретное). Но несмотря на это, разрешается есть свинину в исключительных случаях: чтобы сохранить жизнь, к примеру, во время голода, когда нет другой еды.

— Но есть и те, кто верит в Аллаха и ходит в мечеть, являясь последователями экстремистских течений?

— В Коране Аллах говорит: «Помогайте друг другу в добрых делах и богобоязни. И не помогайте друг другу в грехах и вражде». В этом аяте Аллах призывает делать добро и помогать всем, независимо от его веры. Вместе с тем Аллах призывает не помогать людям со злым умыслом, во враждебных и греховных делах. К примеру, часть молодежи сегодня принимает участие в джихаде или в терактах, как они утверждают, ради веры. Это абсолютно не соответствует шариату, потому что наша религия – религия мира. Пророк говорит, что лучший человек тот, кто оказывал большую пользу людям. Ислам — это религия, которая пришла, чтобы спасти человечество от всех невзгод.

Для убедительности могу привести такой пример: когда были растоптаны права женщин, пришел ислам и возвеличил их статус. На вопрос одного из сахабов: кто достоин великого уважения, Пророк ответил, «Это твоя мать». «А кто после нее?» «Мать». «Вслед за ней кто?» «Мать!». И только в четвертый раз Пророк ответил: «Отец». То есть статус матери в три раза выше отцовского, поскольку именно она заботится о человеке в самом младенчестве. Пророк всегда обращал особое внимание на заслуги матери и призывал к ее почитанию. Но вместе с тем, согласно Корану, надо с одинаковым почтением и уважением относиться к обоим родителям.

Сейчас остро стоит вопрос противостояния детей и родителей. Есть случаи, когда родители не читают намаз, и молодые люди воспринимают их как кяфиров (неверных). Но в Коране есть объяснение этому. Аллах говорит: «Поклонись только Ему и сделай благо родителям. Если один из них, или оба дошли до преклонного возраста, не говорите им ничего плохого, не воспротивьтесь им». Если ваши родители совершили поступок, который вам не нравится, не ругайте их, не повышайте на них голос.

К сожалению, многие молодые люди воспринимают ислам лишь как соблюдение внешних атрибутов, скажем, ношение бороды, коротких штанишек, не зная об истинной миссии религии. Уверен, при наличии истинной религиозной грамотности не будет никаких недоразумений.

— Вы известны еще тем, что перевели главную книгу мусульман на казахский язык. Но и до вас же были переводы? К примеру, Халифа Алтая.

— Коран, кроме Халифа Алтая, переводил Уахаб Кыдырханулы, который издал вначале Ратбек кажы. Также известен перевод Нуралы Осерулы. Есть сборник казахских переводов Корана.

Я пришел к переводу Священной книги после долгой подготовки. На это ушло несколько лет. По окончании вуза был простым наставником, проректором, а потом и директором медресе. За это время накопился большой опыт. Было прочитано несметное количество книг религиозного назначения. Успел окончить с отличием магистратуру по арабскому языку университета имени Абая (бывший КазПИ). Коран в моем авторстве на казахском языке тиражом 10 тысяч экземпляров издали с помощью спонсоров из Малайзии. Презентация состоялась в 2010 году в Алматы.

Согласен, самым лучшим переводом Корана на казахский язык является перевод Халифа Алтая. Он прекрасен, но там мало комментариев. Помимо этого, у Халифа Алтая много устаревших слов и тюркизмов, поэтому простому обывателю трудно их понять. Я же хотел преподнести Коран на современном казахском языке. Его хорошо воспринимают при чтении, и я получил немало положительных отзывов от ученых-исламистов.

— Кстати, некоторые зацикливаются на букве х (һ на казахском языке) при произношении слова Аллах.

— Думаю, не стоит из-за этого создавать проблему. Казахи говорят Алла, хотя в Коране пишется «Аллах». Я не стал менять слова из Корана. По этому поводу даже была дискуссия в муфтияте. Кажется, такой уж большой ошибки здесь нет, и из-за одной буквы правоверный не станет грешником.

— А вы сами как пришли в религию?

— Наша семья была всегда религиозной, поэтому намаз я начал читать с десяти лет. Отец даже при Союзе проповедовал ислам, в районе он пользовался большим авторитетом. Его родственники по матери занимали высокие посты в Казахской ССР. Один из них был в числе первых академиков Казахстана и начальником политзоны в Средней Азии. Ежегодно он приезжал в Сарыагаш, чтобы поправить здоровье на курорте, и все это время, почти неделю, гостил у нас. Он мало общался с селянами и с нами, поэтому ему выделяли одну комнату, а один из моих старших братьев ухаживал за ним. Однажды дядя сказал брату: «Твой отец невежа. Я ему дал образование, учил в Алма-Ате, хотел сделать из него первого секретаря райкома, на худой конец, председателя колхоза. А он выбрал кумган». На что мой брат-семиклассник сначала спросил у него, верит ли он в Бога. Получив отрицательный ответ, сказал ему: «Дядя, еще неизвестно, кто из вас невежа: вы, который не верит в Бога, или мой отец, который верит в Него».

 

Справка «АВ»

Абсаттар кажы Шакирулы Сманов родился в 1966 году в селе Ынтымак Сарыагашского района Южно-Казахстанской области. В 1983 году окончил школу имени Калинина, затем служил в рядах Советской Армии. После службы работал тренером в местной ДЮСШ, мастер спорта по вольной борьбе. Религиозное образование начал получать еще при СССР. С 1989 по 1993 годы учился в Исламском высшем институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте, вуз окончил с отличием. В 2004 году с таким же успехом окончил магистратуру по арабскому языку Казахского национального педагогического университета имени Абая. С 2009 года член совета ученых при Духовном управлении мусульман Казахстана. С апреля 2010 года — директор Сарыагашского медресе.

 

Кстати

Пообщаться с ученым и получить ответы на наболевшие вопросы можно между акшам и кутпан намазами (с 19.00 до 20.30) по понедельникам в мечети «Нұр Ғасыр», по вторникам в городской мечети по улице Берсиева, 22, по средам в мечети «Досжан хазрет» (село Каргалинское).

 

Цифры говорят

Порядка 1 миллиарда 700 миллионов человек в мире являются мусульманами. Из них 1 миллиард 400 миллионов – сунниты, 300 миллионов – шииты и представители других течений. Сунниты, в свою очередь, делятся на четыре крупных мазхаба. От 800 миллионов до одного миллиарда мусульман являются последователями ханафитского мазхаба. Он считается самым крупным, и Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) придерживается данной школы.

Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"