Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Светлый праздник Рождества

В ночь с 6-го на 7 января актюбинцы вместе со всем православным миром встретили Рождество Христово

Выходным днем православное Рождество Христово является в более чем десяти странах, включая Россию, Беларусь, Кыргызстан, Сербию, Армению, Грузию, Грецию, Украину, Молдову. В нашей стране день 7 января стал праздничным, а значит, выходным днем, с 2008 года.

Православие исторически распространено на Балканах среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также гагаузов, грузин, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев,  дмуртов, коми, карелов и некоторых других. Именно в России проживает наибольшее количество православных.  В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести Беларусь, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно распространено в Казахстане, в некоторых районах США и Канады. Присутствует оно и в Эстонии, Латвии, Кыргызстане. Кроме того, практически во всех крупных странах мира имеются православные церкви и храмы. Численность приверженцев православия точно установить невозможно, как невозможно подсчитать число верующих вообще, но, по приблизительным оценкам,  на начало XXI века она колеблется в диапазоне 225-300 миллионов человек, что делает православие вторым, после римско-католической церкви, христианским сообществом в мире.

Ладан, смирна и золото

О приходе Рождества возвещает колокольный звон. В Актобе о главнейшем христианском празднике оповестят колокола Свято-Никольского собора. В этом году в нем пройдет уже вторая рождественская служба. И на сей раз отслужат ее с 22 часов вечера 6 января до 3 часов утра 7 января, говорит благочинный Актюбинской области, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора игумен Илья.

Рождество богато традициями, обычаями, символами. Непременные его атрибуты — рождественский венок — символ света, который придет в мир с рождением Христа; колокольчики — они нужны для изгнания злого духа; рождественские свечи — с их помощью изгоняются силы тьмы и холода; а также красочные рождественские открытки.

По словам настоятеля кафедрального собора игумена Ильи, этот праздник зародился как обещание, обетование, данное Богом Адаму и Еве за изгнание их из рая.

«Бог обещал Адаму и Еве послать избавителя, который спасет мир. Это обетование исполнилось через несколько тысячелетий, — рассказывает игумен. — Все эти годы многочисленные израильские народы, сохранявшие иудейскую веру, ждали пришествия в мир спасителя Христа. И родился Бог-младенец».

Родился младенец не в царских палатах и роскоши, а в хлеве, среди животных.

«Тогда проводилась перепись, и люди возвращались в родные города, — объясняет настоятель собора. — Иосифу и Марии, родом из Вифлеема,  жившим в Назарете, не нашлось места в гостиницах и пришлось устроиться в сарае, где и родился Иисус».

Посмотреть на младенца пришли пастухи и трое волхвов, которые узнали о его рождении по звезде. В дар Иисусу мудрецы преподнесли ладан, смирну и золото, тем самым указав на рождение Бога, царя и пророка.

В первые три века после Рождества христиане подвергались гонениям. Любое упоминание об Иисусе каралось смертью. Так продолжалось до прихода к власти Константина Великого, который, будучи сам христианином, поддержал людей в их вере.

«В момент рождения Христа небо опустилось на землю, или земля поднялась к небесам. Это символизирует гармонию и единение», — говорит отец Илья.

Для многих людей Рождество окутано большей таинственностью, нежели Новый год. Возможно, поэтому от этого праздника ожидают больших чудес. В отличие от западного Санта Клауса, в России роль дарителя подарков играет Николай-чудотворец, который одаривает прежде всего детей. Ведь по существу, даже название праздника пошло от рождения младенца.

Что касается рождественского стола, то и здесь у православных христиан нет определенного праздничного блюда. Единственно, за день до Рождества идет сочельник — день строгого поста, когда верующие заменяют обычную пищу сочивом, коливом или кутьей — бобами, обваренными с медом и фруктами. Это связано с обычаем: не вкушать пищу до появления первой звезды, которая по преданию оповестила о рождении Бога-младенца.

Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в Санкт-Петербурге елки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века елки были главным украшением и городских, и деревенских домов, а в XX веке стали неотделимы от зимних праздников.

Святочные гадания

Одна из главных традиций Рождества — веселые колядки: гадания, столь популярные у молодых людей. В ночь накануне Рождества молодые загадывали, как сложится их жизнь в новом году, пытались угадать значительные события, в том числе одно из основных — будущую свадьбу.

С этой целью выливали в воду растопленный воск и по его контурам пытались увидеть силуэты тех, с кем встретятся на жизненном пути, или силуэты различных символов: дом — к достатку, кружочки, похожие на монеты, — к богатству, овощи и фрукты — к здоровью.

Такие же силуэты-символы угадывали в контурах сгоревшей бумаги, причем бумагу жгли на плоской посудине, а потом подсвечивали ее сзади, чтобы силуэт четко отражался на стене.

Но самыми популярными были два гадания: выбрасывали перед домом башмак. Тот, кто подберет его, будет либо суженым, либо носителем имени суженого.

Накрывали стол к ужину и ставили дополнительный прибор для того, на кого загадывают. Перед накрытым столом устанавливали зеркало так, чтобы весь стол и сидящий за ним хорошо были видны. Зажигали свечи в темноте, при свечах вглядывались в зеркальное отражение: там должны были возникнуть картины будущего, связанные с тем, на кого гадают.

— Гадания — это отголоски язычества, — говорит игумен Илья. — И церковь выступает против колядования, хотя и не запрещает сопутствующие ему поздравления, посещения родных.

— Зачастую празднование светлых дней перерастает у нас в гуляния, усугубляется водкой и заканчивается пьянкой, — констатирует священнослужитель. — Мы призываем учиться у детей, уподобляться им: радоваться существу праздника, а не его составляющим. В противном случае пропадает смысл праздника. Христос пришел в этот мир для спасения людей и их душ. В настоящее время все чаще духовное празднование переходит в телесное.

Духовная поддержка

В рождественскую неделю в церквях страны священнослужители ожидают большего количества прихожан, чем в обычные дни. Многие идут в храм помолиться и поставить свечу за упокой и здравие, кто-то — получить благословение. Но всех без исключения тянет в церковь одно — взглянуть на божественные иконы и обрести душевный покой.

Свои первые иконы кафедральный собор Актобе получил еще до завершения строительства. Духовную поддержку собору оказало актюбинское землячество в Москве. Ныне покойный Николай Николаевич Жиленков пожертвовал храму три иконы, которые достались ему от родителей — это иконы Богоматери, Святителя Николая и свою именную икону. Они датируются концом XIX — началом XX веков и являются самыми старинными в актюбинском храме.

«Иконы — это благодать, от которых людям идет божественная помощь», — говорит игумен Илья.

Свято-Никольский кафедральный собор в Актобе самый крупный в Казахстане. Таковым он останется до освящения кафедрального собора в Астане патриархом всея Руси. Актюбинский собор, возведенный в прошлом году, поражает своей красотой, несмотря на незаконченность. По словам настоятеля собора отца Ильи, невыполненными остаются внутренние расписные работы, которые завершатся с божьей и человеческой помощью.

— Поздравляю всех сограждан с Рождеством. Желаю, чтобы гармония, мир и тишина наполняли в этом году ваши семьи, чтобы Бог-младенец Христос освещал вашу жизнь добром, теплом и любовью, — обратился священнослужитель  к актюбинцам.

В семейном кругу

Как известно, греки являются православными христианами и тоже, как и многие славянские народы, отмечают Рождество Христово по православному календарю.  Как же празднуют Рождество  потомки эллинов на своей исторической родине и в Казахстане?

Отвечая на наш вопрос, руководитель НКЦ «Эллада» Ян Липириди заметил, что,  к сожалению, пока ему не удалось побывать в Греции  в канун празднования Рождества Христова, хотя он неоднократно бывал там в другое время. По его мнению, принципиальных различий нет, единственное  отличие, наверное, в том, что празднуется день рождения Христа шире, чем это принято у нас.

— Вообще надо отметить, что греки являются родоначальниками православия. Во многом поэтому Рождество Христово является одним из главных государственных праздников Греции и празднуется с большим размахом, а религия имеет большое влияние на проводимую государством политику, — считает Ян Липириди. Еще одной причиной популярности Рождества он назвал моноэтнический состав Греции. По его словам, в этой стране по численности доминирует одна нация — греки, это и объясняет тот факт, что там праздник является всеобщим.

Что касается местных греков, то они, как утверждает руководитель «Эллады», празднуют так же, как и остальные православные.

— Рождество Христово для всей нашей общины в целом и для моей семьи в частности является  одним из главных праздников в году. В это время мы собираемся всей своей дружной семьей, отмечаем его. Кстати, именно с шестого на седьмое заканчивается рождественский пост, поэтому на стол можно ставить мясные блюда, но главным из яств все же могу назвать кутью. Также, согласно традиции, люди поздравляют друг друга, дарят подарки.  Когда стемнеет, мы все идем в церковь. Причем я заметил, что туда приходят не только православные, но и представители других конфессий.  А все это говорит о том, что рождество становится поистине народным праздником. Таким, как, например, Наурыз. В этом я вижу особенность и уникальность нашего общего дома — Казахстана, — делится впечатлениями Ян Николаевич.

Заслугу в том, что  в нашей стране православное Рождество Христово входит в число государственных праздников,  руководитель «Эллады» видит в первую очередь в деятельности Президента нашей страны Нурсултана Назарбаева.

— Нурсултан Назарбаев поистине уникальная личность, я считаю его одним из тех лидеров, авторитет которого непререкаем во всем мире. Во многом благодаря ему наш корабль под названием Казахстан уверенно движется вперед, к новым свершениям,  — говорит Ян Липириди.

Баян САРИЕВА и Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"