Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Свежий взгляд на рутинную работу

«В стремительно меняющихся условиях государственный аппарат должен оперативно реагировать на ситуацию, действовать предельно слаженно. На системном уровне нужно искоренить бюрократизацию, которая серьезно тормозит развитие страны. Дебюрократизация станет отправной точкой кардинального пересмотра внутренних процедур в государственных органах»…

[box type=»shadow» ]23 июня – День государственного служащего РК[/box]

От этой цитаты Главы государства оттолкнулись мы в беседе с руководителем департамента Агентства по делам государственной службы по Актюбинской области Адильбеком Мукашевым.
– Казахстанский институт государственного управления в последнее время находится под пристальным вниманием общественности во многом благодаря новому вектору развития Второй Республики, обозначенному Президентом страны в ежегодном Послании. Сформированная за годы независимости модель государственного управления требует взвешенной корректировки с учетом развития общества и новых взглядов молодежи, геополитических, социальных вызовов.
Агентство по делам государственной службы было создано в 1998 году в первую очередь для развития сложной системы, поэтому нам не столь важно слепо выполнять свои функции, сколь искать новые решения, проявляя интерес и инициативу.
– В какой мере система госуправления регионального уровня отвечает современным вызовам?
– Сразу отмечу, в нее входит 431 госорган. При этом если у одних министерств нет территориальных подразделений, то у других – их несколько, по отдельным функциям наблюдается дублирование. К примеру, в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности нет территориального подразделения, но есть Инспекция связи, в штате которой только четыре сотрудника.
В свою очередь Министерство сельского хозяйства представлено в регионе тремя территориальными подразделениями: Комитетом государственной инспекции в агропромышленном комплексе, Комитетом ветеринарного контроля и надзора, а также Комитетом лесного хозяйства и животного мира. При этом в акимате еще есть управление сельского хозяйства со штатом в 39 единиц и ветеринарная служба, где 16 единиц. Параллельно с территориальной инспекцией лесного и охотничьего хозяйства работают областные управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов. Различаются они контрольно-надзорными функциями.
Департамент экологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов выдает разрешения на эмиссии в окружающую среду объектов первой категории, тогда как управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов – второй, третьей и четвертой категорий. Аналогичное сравнение можно сделать и по департаменту Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты, функции которого взаимосвязаны с управлением труда и управлением занятости и социальной защиты областного акимата.
В рамках политики по сокращению контрольно-надзорных функций и устранения идентичности выполняемых обязанностей логично передать территориальные инспекции в подчинение местных исполнительных органов во избежание дублирования или наоборот.
– Многие вопросы решаются на центральном уровне. На необходимость каких еще преобразований в госсекторе обратите внимание законодателей?
– Правоохранительная, дипломатическая, воинская, государственная и даже гражданская служба – звенья одной цепи. Уверен, в Казахстане нужно разработать единый Кодекс, который бы регламентировал работу всех этих структур. Да, Закон «О госслужбе» учитывает в некоторой степени единые параметры для поступления на государственную и правоохранительную службу, есть и другие схожие моменты, но назрела необходимость создать именно Кодекс, чтобы унифицировать в том числе социальные гарантии. К примеру, сейчас лицо, уволенное по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, не может быть повторно принято на службу, а в госслужбе такого ограничения нет.
Конечно, будет много противников у этой идеи, но возьмем кодификацию работников госорганизаций, где задействовано 1,4 миллиона человек. Раз госпредприятия входят в единую систему госуправления, то кадровая политика и здесь должна быть комплексной. Кстати, в странах ОЭСР 18% экономически активного населения (врачи, учителя и другие) отнесены к госслужащим.
Анализ показал, при назначении руководителей одиннадцати госучреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта акимата области, ни в одном случае не был проведен конкурс, несмотря на законодательную возможность. Казус и в том, что подведомственные организации вправе проверять не профильные управления акимата области, которому подчиняются коммунальные (казенные) предприятия, а лишь службу внутреннего аудита со штатом не более четырех человек на основе предварительного планирования и акта, подписанного акимом области. Оппоненты могут сослаться на Трудовой кодекс, но он носит рамочный характер и распространяется на отношения лиц, не связанных с госаппаратом. Даже при регулировании отношений среди госслужащих приходится прибегать к нормам данного кодекса, что вряд ли оправданно.
Другой пример шероховатости подходов. Сейчас Трудовой кодекс запрещает назначение на все должности в квазисекторе лиц, ранее уличенных в коррупции. Но в том же кодексе, если брать назначение в госорган на гражданскую, обеспечивающую административно-хозяйственную деятельность, то это ограничение распространяется только на претендента на руководящую должность.
Наша система, на мой взгляд, достойна получить отдельный Кодекс «О государственном управлении», что позволит нам идти в ногу со временем и даже создать задел
на перспективу.

[box type=»shadow» ]Госслужба в цифрах и фактах

• В области работает 3 916 госслужащих, укомплектованность штата – 95,9%.
• В сфере наблюдается снижение оттока кадров.
• Доля женщин среди госслужащих составляет 56,6%.
• Средний возраст госслужащих – 39,2 года.
• Средний стаж госслужбы – 12,3 года. Средний стаж на занимаемой должности – 4,1 года.
• Высшее образование имеет 3 582, или 91,4% госслужащих. Два и более – 637, зарубежное образование – 70 человек.
• В госорганах области работает 15 выпускников Академии госуправления и 5 – программы «Болашақ».
• В первом квартале 2022 года проведено 210 конкурсов на занятие вакантных административных должностей.
• По принципу меритократии в местных исполнительных органах на вышестоящие должности назначено 18 служащих.
• Тестирование на оценку личных качеств прошло 412 человек, из них 310 набрали результаты выше пороговых значений.
• Тестирование на занятие административных государственных должностей корпуса «Б» прошло 676 кандидатов, из них 194 получили результаты выше пороговых значений.
• На поступление в правоохранительную службу впервые прошло тестирование 494 кандидата, из них 196 получили результаты выше пороговых значений.[/box]
– Как можно улучшить качество госуслуг?
– Сегодня у нас оказывается 676 госуслуг, госфункций — более 15 тысяч. Нарушения выявляем чаще в ходе проверок, обращения редки. Наверное, это обусловлено низкой правовой культурой, незнанием своих прав и обязанностей госорганов. Системны отказы в оказании госуслуг без объяснения причин, просрочки на незначительный срок, также актуален сбой информационных систем.
На мой взгляд, без объединения всех, а это порядка 400, информационных систем госорганов в один добиться цифровизации вряд ли получится. Во-первых, дорого обходятся их разработка и обслуживание. Во-вторых, важно оперативно устранять сбои. В-третьих, при дефиците квалифицированных кадров не нужно иметь IT-специалиста каждому госоргану.
Не реализован в полной мере потенциал ЦОНа как единого провайдера госуслуг, поскольку лишь 3% услуг местных исполнительных органов оказывается через центр, есть еще 60 услуг, но их удельный вес также мизерный. Кроме того, ЦОН не сотрудничает с органами госдоходов и миграционной полицией, хотя такие возможности есть. Для сравнения, в Эстонии в один момент отказались от альтернативы, и с тех пор 99% госуслуг оказывается в электронном виде. Наше население в целом готово к такому переходу, шока не будет.
– Вы возглавляете Совет по этике. Какие нарушения характерны?
– В нашей области в 2021 году за нарушения служебной этики к ответственности привлечено девять госслужащих, двое из них по решению Совета по этике. В сравнении с предыдущим годом наблюдается значительное снижение. В основном это госслужащие, ранее привлеченные к административной ответственности по статье 440 КоАП – за распитие алкогольных напитков в общественных местах или появление в состоянии опьянения. Встречаются факты грубого обращения с заявителями.
– Что может улучшить социальную защищенность госслужащих?
– Предыдущее повышение зарплаты заметно сказалось на настроении госслужащих, подвигло их качественно выполнять свои функции. К сожалению, из-за правового нигилизма либо отсутствия мотивов сельские госслужащие не пользуются возможностью получить подъемное пособие, а это сумма в 100 МРП, или 306 тысяч тенге, и поддержкой на приобретение или строительство жилья, соответственно 1 500 МРП, или 4,6 миллиона тенге.
Госаппарату следует прививать принципы японской системы кайдзен. Сэкономленные средства можно направить на решение социальных вопросов. Здесь уместен внешний аудит администрирования бизнес-процессов. Полагаю, реализация Агентством и госорганами Указа по дебюрократизации позволит выявлять погрешности и своевременно реагировать на них. К примеру, в 2020 году в Актюбинской области в среднем на бумагу акиматы тратили свыше 25 млн тенге, поскольку только в канцелярии районных акиматов была установлена система электронного документооборота, многие областные управления пользовались копировальными машинами, несмотря на то, что практически все они размещены в одном здании.
– Имея значительный стаж госслужбы, какие навыки вы бы посоветовали развивать у себя молодым коллегам?
– Для начинающего госслужащего на первом вместе должно быть чувство ответственности, дисциплинированность и желание новых познаний. Немаловажную роль играет даже не отличное знание законов, а умение грамотно писать и излагать свою мысль, развитая логика. Сейчас все нормативные акты можно найти в открытых источниках, нужно научиться вникать в их суть, анализировать. Следует быть клиентоориентированным, постоянно совершенствоваться, тем самым предусмотреть кураторство министерств обязательного повышения квалификации региональных госслужащих. На мой взгляд, служащий, не имеющий предложений, не видящий проблемы и пути ее решения, не может быть квалифицированным работником.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"