Накануне Всемирного дня туризма корреспондент «АВ» встретился с заместителем начальника управления туризма, физической культуры и спорта Жалгасом Балгожиным. Вопрос для обсуждения выбрали самый актуальный на сегодняшний день: проблемы и перспективы развития внутреннего туризма.
— У нашего региона нет тех преимуществ, которые имеются у Алматинской и Южно-Казахстанской областей или у столичных городов, привлекающих туристов не только со всего Казахстана, но и из других стран. Какие же возможности для оживления внутреннего туризма все-таки наличествуют?
— Мы призваны развивать внутренний туризм согласно госпрограмме развития туризма в РК. В частности, речь идет об экологическом и детско-юношеском туризме, имеющих свои особенности и несомненные перспективы. При акиме области создана рабочая группа, в которую входят начальники управлений, акимы районов. Конечно, первоочередная задача на сегодня — создание соответствующей инфраструктуры. Дело это очень сложное. Мы на протяжении двух последних лет проводим рекламно-информационные туры для средств массовой информации, заинтересованных лиц. Привлекаем к ним финансовые институты, системообразующие предприятия с той целью, чтобы они в дальнейшем стали потребителями предлагаемого турпродукта. Как это делается? Мы намечаем туроператорам маршруты, а потом совместными усилиями их разрабатываем. Таким образом, пытаемся поддержать как местных предпринимателей, так и структуры турбизнеса. В реализации данного направления планируется также создание гостевых домиков, летних лагерей, маршрутов «выходного дня».
Наше управление делает все для рекламы разработанных маршрутов, для поисков потенциальных инвесторов, готовых вложить средства в развитие, так скажем, заповедных мест. Но на сегодняшний день сил местных турфирм недостаточно. Не все маршруты пользуются популярностью. Сейчас совместно с управлением образования мы заключаем меморандум о развитии детско-юношеского туризма.
— Ну, а каковы реалии? Мы можем показать что-то особенное не только своим детям, но и детям из других областей, чтобы привлечь их в наш регион?
— Я только что приехал с
5-й республиканской туристской ярмарки «Сарқылмас cаяхат», которая состоялась в Усть-Каменогорске, и хочу сказать, что наша экспозиция на ней заняла первое место. Это очень престижно, потому что среди наших конкурентов были и Алматинская, и Акмолинская области, которым есть что показать. Во-первых, актюбинская экспозиция была обширна по рекламно-издательским материалам, наглядно показавшим туристский потенциал нашей области. Во-вторых, мы повезли туда наших гончаров, ремесленников-прикладников, которые там же показывали мастер-классы. С выставкой ознакомился вице-министр Бахытжан Шенгельбаев. У нашей экспозиции он задержался очень долго, задал много вопросов. Был виден его неподдельный интерес. Это говорит о том, что наша область на хорошем счету.
— В регионе что-то делается конкретного, чтобы оправдать такое доверие? Речь не о турфирмах, разумеется, речь о сфере, которая призвана удовлетворять запросы туристов.
— По «Дорожной карте бизнеса-2020» было выделено более 200 миллионов тенге на развитие инфраструктуры, которая будет способствовать продвижению нашей отрасли — дорог, придорожного сервиса, гостиниц, баз отдыха и т.д. Продолжается и поиск инвесторов, чтобы максимально обустроить нашу территорию.
— Что еще нужно, чтобы туристские маршруты заработали?
— Чтобы они заработали, мы предпринимаем максимум усилий.
— Но почему они все-таки не работают?
— Этим нужно методически заниматься. Рекламировать их, комплектовать группы. Все-таки народ сейчас предпочитает дикий туризм, благо наличие у него автотранспорта это позволяет. Наше население, надо полагать, психологически еще не готово, чтобы заплатить деньги и получить полный комплекс услуг. Просто не привыкло, что такое уже возможно.
— Сколько у нас турфирм?
— Зарегистрировано 39, реально работают около 33, а внутренним туризмом занимаются только две.
— Директор одного из тур-операторов заявила, что не может организовать турэкспедицию на те же прекрасные меловые горы Актолагай, потому что расходы для каждого ее участника составят 15 тысяч тенге, никто не хочет платить такую сумму. Это действительно такие большие деньги в данном случае?
— Я так не думаю. Подсчитаем. Это и круглосуточное питание, причем натуральное: мясо, кумыс и т.д., это и проезд туда и обратно, и проживание, и оплата экскурсоводов. Считаю, что 15 тысяч для меловых гор – реальная цена. Сейчас за одни сутки проживания в нормальной гостинице вы заплатите столько же. Но это в гостинице, а здесь полноценный отдых на лоне природы.
— Ладно, школы мы охватим. А как быть со взрослым населением, с любителями туризма из других областей? Не кажется ли вам, что у нас все-таки не хватает действенной и постоянной рекламы туристских маршрутов? Пресс-туры — не выход. Этим должны заниматься сами турфирмы и субъекты сфер обслуживания.
— Недостаток рекламы ощущается. Хотя реклама, согласитесь, удовольствие дорогое, так что сиюминутную прибыль получить у туроператоров не получится. Им тоже надо работать. Но, как я уже сказал, две фирмы, ориентированные на внутренний туризм из имеющихся 39, — неимоверно мало. Должна быть конкуренция, а ее пока нет.
— И что в этих условиях делать?
— Практически все пресс-туры мы закончили. На следующий год уже будем заниматься конкретно освоением представленных маршрутов. В настоящее время мы уже можем составить каталог маршрутов, провести инвентаризацию объектов туризма и ставить вопрос перед туроператорами, чтобы они совместно с другими турфирмами региона продвигали местный турпродукт на рынок.
Георгий ОСАДЧИЙ