Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Священный Курбан айт

В этом году празднование Курбан айта начинается 6 ноября и продлится три дня. В преддверии мы встретились с главным имамом Центральной областной мечети «Нұр Ғасыр» Абдимутали Дауренбековым. Священнослужитель рассказал нам о великом празднике и о том, как он будет проходить в этом году.

— Этот праздник – один из основных в исламе. Ниспосланное Ибрахиму испытание, которое он и его сын прошли, проявив искреннюю веру в Аллаха, стало символом преданности и любви к ближнему. С тех пор Курбан айт – это праздник жертвоприношения, отмечаемый как выражение любви, сострадания, очищения, преданности, прощения и приближения к Аллаху. В арабском языке есть слово «адха», что означает «приближение». А по шариату словом «адха» называют животное, которое приносят в жертву с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Каждый мусульманин, принося жертвоприношение, исполняет волю Аллаха и может достичь Его милости, становясь, таким образом, богобоязненным, и об этом Всевышний Аллах в Коране сказал: «Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние — важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь».

Сейчас нами ведутся подготовка к празднованию Курбан айта и разъяснительная работа по правильному приношению жертвы. Пророк наш Мухаммед, да будет свято имя его, сказал, что при принесении жертвы вместе с кровью изливаются и грехи человека. Он сказал супруге своей: «Эй, Фатима! Я собираюсь от твоего имени принести в жертву серого барана. Подойди, посмотри. Еще до того, как первая капля крови жертвенного животного коснется земли, Аллах простит твои грехи». Это говорит о том, что жертвоприношение приносит радость облегчения души, ее очищения. Об этом говорил Пророк своим соратникам и последователям.

При мечети сейчас готовится площадка для забоя жертвенного скота. Чтобы соблюдать чистоту, будут работать специальные забойщики, им будут помогать при этом около сорока человек. К тому же, чтобы население не искало скот на базаре, на площадке будет организована торговля жертвенными животными. Можно будет купить животных, зарезать прямо здесь по канонам, разделить мясо или увезти его с собой. Кстати, мы постараемся сделать ниже стоимость жертвенных животных.

Приношение жертвы вменено в обязанности всех мусульман, но ислам — религия гуманная, поэтому это не обязательно делать тем, кто сам нуждается. Но Пророк, да будет свято его имя, сказал также: «Тот, кто в состоянии принести жертвоприношение, и не сделает этого, пусть не приближается к месту, где мы совершаем намаз».

Помимо того, что праздничные мероприятия будут проходить в Центральной мечети, я приму участие и в праздновании Курбан айта в селах Шубарши и Сарколь Темирского района. Считаю это необходимым. После известных печальных для всех мусульман и казахстанцев событий, произошедших в нынешнем году в этих краях, население может воспринять ислам как религию, склонную к насилию. Курбан айт — это праздник прощения и искупления вины, и он должен сыграть свою консолидирующую роль. В обоих селах будет забит жертвенный скот, а мясо роздано семьям с низким социальным положением. В Саркольской и Кенкиякской средних школах учащимся подготовительных и первых классов будут розданы фрукты, сласти и другие подарки. Надо сделать, чтобы они прочувствовали и запомнили этот праздник. Там же будут организованы концерты с участием артистов из областного центра. Во всех мечетях области в праздничных проповедях будет говориться о ценностях ислама, религии, призывающей к миру и цивилизованным отношениям, основанных на добре, терпимости, сострадании, гуманизме.

Часть мяса скота, забитого в жертву, можно взять себе, часть отдать родственникам, часть — нуждающимся. Если семья большая, можно взять себе целиком. Разрешается отдавать обучающимся и путникам. А пренебречь нуждающимися и отдать не нуждающемуся считается неправильным. Жертвенный скот следует забивать тому, кто приносит жертву. Если же сам не может или боится, он может стоять рядом, позволив забивать другому. Разрешается уплатить и позволить забить скот от своего имени. Малое животное забивается от имени одного человека, крупное – можно от имени семерых. Жертву следует приносить только с благими намерениями. Лишь тогда Аллах примет все ваши пожелания и убережет вас от бед и несчастий. В этот день те, кто в ссоре, мирятся, родственники заходят в дома друг друга и читают молитвы, желают друг другу благ. Можно дарить друг другу подарки, но это не должно перейти в соперничество, стремление превзойти другого в этом.

В дни Курбан айта следует просить у Аллаха благ.

В своем искреннем стремлении раздать жертвенное мясо только истинно нуждающимся мы считаем правильным направить его по списку конкретных инстанций — социальных учреждений, чтобы не возникло различных недостойных слухов и разговоров. Думаю, местные акиматы хорошо знают положение тех, кто зарегистрирован у них. Поэтому жертвенное мясо будет передано таким учреждениям, как общества инвалидов, слепых, детские дома, приюты.

Да примет Аллах ваши принесенные с благими намерениями жертвы и ваши пожелания!

Мирал Джармухамбетов

 

Животные, которых можно принести в жертву:

1. Овцы и козы не моложе годовалого возраста. (Допускаются минимум 6-месячные ягнята, если они являются равными по весу годовалым овцам. Козы обязательно должны быть годовалые).

2. Крупный рогатый скот (корова) не менее двухгодовалого возраста.

3. Верблюд не менее пятилетнего возраста.

 

Животные, которые не подлежат жертвоприношению:

— слепые на один глаз, истощенные (которые не могут самостоятельно ходить), с отрезанными частями ушей, хвоста или не имеющими их с рождения, с отсутствием большинства зубов, с изломанными рогами.

 

Обряд жертвоприношения

Каждый мусульманин перед жертвоприношением должен подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным. Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда закалываете животное, хорошо заточите свои ножи и закалывайте животное, не мучая его».

Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повернутым головой в сторону Каабы и произносят следующий аят:

«Инна саляти уа нусуки уа махияия уа мамати лилляхи Рабби-л-аламин ля шарика лях» («Поистине, мои молитвы, благочестие, повиновение и поклонение Аллаху при моей жизни и добрые дела, с которыми я предстану перед Аллахом после смерти, — все это направлено к Аллаху — Создателю всего сущего. Поистине, Он — Тот, кто заслуживает поклонения и повиновения Ему!»).

Далее следует «такбир ташрик»: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Аллаху, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд».

После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» режут животное.

Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного. Разделяют мясо жертвенного животного на три части.

«Пророк (с.а.с.) одну часть жертвенного мяса оставлял для своей семьи, вторую часть раздавал своим бедным соседям, а третью часть раздавал как садака (милостыня)».

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!» (Аль-Хадж, 28). Запрещается продавать шкуру, молоко, голову и ноги жертвенного животного.

После праздничного намаза все мусульмане поздравляют друг друга пожеланием: «Ид Мубарак!» — «Благословенного празднества!».

 

Верховный муфтий Казахстана, шейх Абсаттар кажы Дербисали накануне в своем поздравлении от имени Духовного управления мусульман нашей страны и от себя лично поздравил казахстанцев со светлым праздником мусульман – Курбан айтом и со знаменательным событием в истории Казахстана — 20-летием Независимости нашей любимой Родины!

Курбан байрам, или праздник жертвоприношения завершает обязательный для мусульман хадж — паломничество в Священную Мекку.

— Этот обряд олицетворяет собой благодарение Всевышнему Аллаху и искупление грехов, — отметил муфтий. — Курбан айт является неотъемлемой частью богатейшего духовного наследия нашего народа. Религиозный праздник в своей сути сконцентрировал высокие идеалы нравственного совершенствования, стремления человека к состраданию и милосердию. Курбан айт является подвигом веры и доверия Всевышнему, учит жертвенной любви к ближнему.

Верховный муфтий призвал мусульман Казахстана в день праздника жертвоприношения посещать мечети, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость величественного момента.

«Да будет мир над вами, милость Аллаха и Его благоволение! Молю Всевышнего даровать всем нам мир и радость, счастье и здоровье, успех и благополучие, милость и благоденствие!» – говорится в поздравлении Абсаттара кажы Дербисали.

Колонка "Взгляд"