В областной филармонии имени Г. Жубановой состоялся концерт молодых исполнителей — скрипачки Ольги Якушиной и пианиста Андрея Дубова, работающих по программе Санкт-Петербургского Дома музыки.
Слушая исполнителей из России, в который раз убеждаешься, насколько важно простое трудолюбие, отличающее Мастера от ремесленника.
— Я бесконечно благодарен своим родителям, которые в непростые 90-е мужественно возили меня в музыкальную школу, — рассказывает о себе Андрей. — Жизнь постепенно входит в привычное русло, народ опять ходит на концерты, и я с удовольствием дарю им музыку.
«А при чем здесь трудолюбие?» — заметит читатель. А при том, что начав заниматься музыкой еще дошкольником, окончив затем Гнесинку и аспирантуру при Московской консерватории, Андрей снова поступает в аспирантуру, на этот раз — университета Моцартеум (Зальцбург).
— Андрей, зачем так много учиться? — задаю вопрос собеседнику.
— Для меня важно уметь многое. Русская и европейская исполнительская школы заметно отличаются.
— Чем?
— В русской исполнитель доминирует над композитором, проявляя широту натуры. В европейской же роль автора важнее, от исполнителя требуется строгая «выдача» идеи композитора, и в Моцартеуме я обучаюсь проникновению в композиторский космос. Хотя, по большому счету, русская исполнительская школа восходит к венской классике: Моцарт – Бетховен – Лист – Антон и Николай Рубин-штейны, — так Андрей проиллюстрировал ниточку учителей-учеников и в некотором смысле историю зарождения русской исполнительской школы.
У Ольги Якушиной, тоже выпускницы Гнесинки, сегодня дела обстоят, как и у Андрея: учится в университете Моцартеум и аспирантуре Московской консерватории, плюс много гастролирует.
— Гастроли для исполнителя – главное, поэтому ни в училище имени Гнесиных, ни в Моцартеуме нас не ограничивают в них. И музыкантов не волнует, сколько слушателей придет на концерт: мы все равно его дадим. Недавно в Алматы мы с выдающимся гобоистом Алексеем Уткиным играли буквально для горстки людей, — рассказывает она.
Ситуация, когда спутника видишь совсем недолго, а сыграться надо как нельзя лучше, показывает исполнительский талант пианиста Дубова и скрипачки Якушиной: за короткое время они подготовили для актюбинской публики сонату Брамса для фортепиано и скрипки — произведение непростое, требующее тонкости подачи. Как, впрочем, вся академическая музыка.
На концерте были исполнены известные произведения (например, «Картинки с выставки», «Ночь на Лысой горе» Мусоргского). Щедрые аплодисменты актюбинских слушателей стали ярким признанием их мастерства.
Татьяна ВИНОГРАДОВА