Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Связанные одной трассой

Название компании, которой предстоит возводить часть международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай на участке «Актобе  — Жайсан» станет известно в ближайшие дни. Однако  заказчик проекта требует, чтобы прежде построили объездную дорогу  Северный обход города Актобе. Само строительство автобана должно начаться в середине апреля. О подготовке к нему и решении ряда проблем, с которыми сталкиваются дорожники, говорили недавно на совещании координационного совета.

А мы пойдем на север

Протяженность международного транзитного коридора по территории Актюбинской области является самой большой после
кызылординского участка и составляет  621 километр.  В него входит и объездная дорога, которая будет называться Северный обход города Актобе. Это 42 километра от трассы Актобе — Орск с выходом на поселок Курайли. 15 километров из них отнесут к первой технической категории, остальные — ко второй.

— Завтра будут возить горячий битум с температурой 140-150 градусов. Не дай Бог, он опрокинется в центре города. Поэтому нам архиважно сделать Северный обход, — отметил директор областного департамента комитета автомобильных дорог Баглан Баймагамбетов.

— Этот вопрос, надеюсь, будет рассмотрен в самое ближайшее время. Хотя в первую очередь мы должны завершить два участка: Карабутак — Иргиз — граница Кызылординской области и Актобе — Жайсан, — ответил  заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Амангельды Беков.

По словам Амангельды Бекова, в министерстве подготовлена проектно-сметная документация и на Южный обход Актобе. Напомним, Южный обход города Актобе протяженностью  37 километров начинается от медцентра ЗКГМУ имени М.Оспанова и проходит через Новоальжанский мелькомбинат по Курсантскому шоссе с выходом на поселок Заречный. Но местные власти полагают, что в первую очередь нужно отремонтировать трассу Актобе — Кобда.

Имею право

Европейский банк реконструкции и развития, финансирующий проект,  требует соблюсти все процедуры по выкупу земель.

— Мы впервые сталкиваемся с выкупом земель, — признался  главный дорожник области. — Дело щепетильное. Не секрет, что на юге государство тратит миллиарды тенге на эти процедуры.

По словам Баглана Баймагамбетова, они создали специальную юридическую службу, которая будет отвечать на все интересующие вопросы. Государство выделило 136 миллионов тенге на выкуп земель у частников. Все вопросы по этому поводу должны быть отработаны уже в апреле. Заправки, кафе и другие сервисные объекты, входящие в «дорожную» зону, пойдут под снос. Взамен их владельцам выплатят компенсацию и выделят равнозначный земельный участок в другом месте.

— Были оценены несколько АЗС, — сообщил Баймагамбетов. — Дорога будет прокладываться  по землям ТОО «Кайсар» в Хлебодаровке  и ТОО «Яйсан». Заранее в районе проводились общественные слушания. По их итогам поступило заявление от одной гражданки. Сейчас юристы тщательно изучают ситуацию.

Как сообщили нам в Мартукском районном акимате, сегодня на  территории района вдоль трассы от Актобе до границы Российской Федерации располагаются десять объектов малого бизнеса, оказывающих различного рода услуги. В их числе четыре кафе, закусочная, СТО, шиномонтажная мастерская, две АЗС, газонаполнительная станция. По словам начальника районного отдела земельных отношений Ергазы Шамелова, в связи с грядущей масштабной дорожной стройкой в Мартукском районе будут изъяты земли у 25 физических, юридических лиц и субъектов аграрного бизнеса. Семи домовладельцам предполагается частичное возмещение ущерба. Два дома в селе Саржансай попадают полностью под снос, их хозяева получат предусмотренную правилами компенсацию.

Также будет изъята рабочая территория у хлебодаровского предпринимателя Рустембека Дузбаева, на которой он намеревался построить шиномонтажную мастерскую и СТО. Кроме того, будет снесено здание придорожного кафе мартукской предпринимательницы Салтанат Усеновой. Эти объекты малого бизнеса согласно проектно-сметной документации автомагистрали ликвидируют, а владельцам возместят убыток. Еще будут изъяты сельскохозяйственные земли и площадь в 14 гектаров лесного фонда.

— Дорога — это госсобственность, а государство в своих интересах всегда может попросить или выкупить тот или иной земельный участок с соответствующей компенсацией, — напомнил директор департамента автодорог.

В ходе заседания он также попросил  координационный совет выделить дополнительно 6 миллионов тенге для составления карты землеустройства.

Проект дорожает

На строительство и реконструкцию автодороги Актобе — Мартук протяженностью 102 километра по линии ЕБРР будут выделены средства в размере  21 миллиарда тенге. 4,4 миллиарда тенге будут освоены в этом году.

— Строительство дороги осложняется тем, что необходимо реконструировать большой мостовой переход через реку Илек и построить большой путепровод в Хлебодаровке и в самом Мартуке, — заметил Баглан Баймагамбетов. — Переезд будет двухуровневым. В связи с этим произошло удорожание нашего проекта. 10 километров данного участка будет первой технической категорией, остальная часть — второй.

Песка и щебня у нас хватает

В настоящий момент также решаются вопросы по обеспечению дорожных строителей инертными материалами. Для этого Баглан Баймагамбетов просит акимат Мартукского района оказать содействие по выделению земельных участков.

— Если есть готовые карьеры, будем договариваться с их владельцами, — говорит директор департамента. — Также просим  помочь подрядным организациям освоить свободные карьеры, которые не используются. Чем быстрее мы стартанем, тем быстрее освоим деньги. Мы можем перебросить деньги на отстающие участки, и в итоге построить дорогу не за три, а за два года. Все зависит от нас.

Баймагамбетов посетовал, что во многих случаях процедура по получению разрешения на использование карьеров упирается в бумажную волокиту. Хотя все участки вдоль Мартукской трассы изысканы, лаборатория дала подтверждение об их запасах.

— В прошлом году в Иргизском районе были большие проблемы по взрывным работам. Поэтому есть предложение для департамента по ЧС ускорить процедуру с разрешительными бумагами.  Из-за них у нас иногда простаивают дробильные установки. Мы должны в этом году намолотить 1,2 миллиона тонн щебня разных фракций и 300 тысяч тонн песчано-гравийной смеси на Иргизском участке, — обратился Баймагамбетов.

Но в Мартукском районе взрывные работы проводиться не будут. Инертные материалы здесь можно добывать открытым путем. К примеру, при строительстве будет использоваться песчано-гравийная смесь и строительный песок с месторождения «Каратогайское». Выделяемая площадь для освоения месторождения в 113 гектаров расположена на территории Каратогайского сельского округа. Запасы песчано-гравийной смеси в карьере составляют порядка 1,6 миллиона кубометров, строительного песка — 433,9 тысячи кубометров. Как отмечают недропользователи, годовая производительность ПГС по проекту до 2013 года составит 52 тысячи кубометров, а после мощность добычи будет увеличена в 2 раза. В связи с тем, что породы песчано-гравийной смеси рыхлые, взрывные работы на карьере исключены. Разрабатываться месторождение будет открытым способом. Предусмотрено применение экологически чистого экскаватора, работающего от электрической энергии. Наибольшая глубина отработки 15 метров. В результате эксплуатации карьера значительно изменится естественный облик природного ландшафта. Так, на месте разработки ПГС с годами вместо имеющейся возвышенности образуется большой водоем.

Также в рамках строительства автобана в районном центре Мартук и вдоль этой дороги будут использованы железнодорожные тупики для слива битума, получения железобетона, инертных материалов и другой поставки техники.

Директор департамента автодорог посетовал также на ограниченность в области по приемке битумных ям. И предложил сотрудничество всем коммерческим структурам, имеющим битумные ямы, — подрядные организации готовы заключить с ними договор для хранения битума.

— Цена одной тонны битума с доставкой в Актобе зимой достигает  51 тысячи тенге, — констатируют специалисты. — Летом она доходит до 85-86 тысяч тенге. Это заметно увеличивает стоимость нашей дороги, и мы выходим за рамки сметных расчетов.

В этом вопросе Баглан Баймагамбетов надеется на поддержку ТОО «Лад», наладившего производство столь необходимого дорожно-строительного материала. Есть также устная договоренность с заводом «Стройдеталь» на поставку водопроводных труб, кольц и  тротуарных блоков.

Строить надо без вреда

— Хочу предупредить строительные компании — будьте осторожны при использовании грунтовых резервов.  Мы имеем плачевный опыт работы с турецкой компанией, строившей дорогу Актобе — Комсомол, — напомнили дорожникам недропользователи. — Получилось так, что многие участки тогда были несанкционированно использованы в обход действующего законодательства. Поэтому будут привлечены контрольные и компетентные органы. Надеемся, что все будет в рамках закона.

— Этот вопрос стоит и на контроле у акима области, — заметил заместитель акима области Александр Дубовенко.

— У меня вопрос к подрядчикам, — обратился начальник управления земельных отношений Малик Жекеев к строителям. — Мы строили железную дорогу Хромтау-Алтынсарин и автотрассу  в этом направлении. Тогда   на многие вещи закрывали глаза, поскольку трудно переоценить  значимость этих проектов для государства. Но в итоге подрядчики умудрялись копать везде. И эти ямы вдоль дороги на Костанай никто не привел в порядок и не сдал в установленном порядке. Также тянули нефтепровод до Китая. Трубу поставили, но до сих пор отдельные отработанные земельные участки не оформили и не сдали.

— Если на этот раз не будут соблюдены все нормативы, то работы будут остановлены. Имейте в виду, — предупредил Малик Жекеев.

— В проектах все отработано полностью.  В состав  госкомиссии входят представители управления земельных отношений.  Все должно быть в рамках закона и никаких льгот  подрядчикам не будет. Закон для всех один, — сказал в свою очередь заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Амангельды Беков.

В поисках специалистов

Еще одна просьба от заказчика строительства МТК была адресована департаменту труда:

— В связи со строительством магистрали Министерство транспорта и коммуникаций через Правительство добилось выделения  дополнительной квоты на ввоз 7,5 тысячи иностранных специалистов.  По Актюбинской области квота выделена на 200 человек. 50 из них турецкие специалисты для компании «Иврус», 150 человек — для компании «Дэниель Аксас Казахстан». Оба подрядчика будут привлекать рабочих специалистов и третьей категории — это машинисты, трактористы, бульдозеристы, рядовые операторы. Согласно закону мы должны дать объявление, поискать специалистов сначала у себя, и если не найдем, министерство выдает квоту. Вот эту процедуру мы бы хотели ускорить. «Дэниель Аксас Казахстан», к примеру, юридически закреплен в Акмолинской области, но будет работать здесь.

— Компания может разместить объявления и в актюбинских газетах, — ответили специалисты департамента труда.

Автоинспектор нужен везде

— Немаловажный вопрос о безопасности движения. В прошлом году у нас были досадные случаи — опрокидывание, столкновение, наезд грузовика на легковую машину. В итоге на иргизской трассе мы потеряли 4 человек, — жаловались строители представителям правоохранительных органов. —  На строительной площадке может находиться только транспорт строительной организации. Подрядчики сами нанимают охрану, ставят ограничения, но местные жители все равно стараются проехать именно по этой дороге. Мы планируем до 1 июля открыть движение на иргизском участке протяженностью 134 километра. Хотелось бы, чтобы на этом участке в период строительства постоянно дежурили сотрудники дорожной полиции.

— Там будет круглосуточный наряд, — обещал начальник УДП ДВД области Сырым Ержанов.

— Чем лучше дорога, тем выше скорость, — отметил Амангельды Беков. —  Движение на этих участках нужно максимально ограничить.

Придорожный сервис  — дело прибыльное

Мартукский предприниматель Абай Кусниязов нашел рентабельный проект и создал дополнительно 15 новых рабочих мест. С марта 2010 года он приступил к  современному техобслуживанию автомобилей на республиканской трассе Актобе — Жайсан. Построить данный объект бизнесмен планировал два года назад, но финансовые возможности позволили осуществить задуманное недавно.

СТО возведена в соответствии со всеми современными требованиями и оснащена американским оборудованием,  также здесь в скором времени будут открыты кафе, мини-магазин запчастей, гостевая, охраняемая автостоянка, мойка, сделан целый ряд преобразований, связанных с благоустройством прилегающей территории и созданием удобных подъездных путей.

— В перспективе вдоль международного транзитного коридора у нас заработает целая инфраструктура с предприятиями торговли, общественного питания, сервисных и бытовых услуг, что позволит увеличить поступления налогов в районный бюджет. Рост производства мы планируем достигнуть за счет улучшения технологий, эксплуатации оборудования, повышения квалификации специалистов. Такой подход к делу позволит нам выйти на новый уровень, — замечает 33-летний бизнесмен Абай Кусниязов.

Над материалами работали Абат КАРАТАЕВ и Елена ОНИСЬКОВА

Колонка "Взгляд"