В 6 лет цыганский мальчик Руслан Калмыков получил свидетельство о рождении. Документ, подтверждающий, что отныне он полноправный гражданин Казахстана, раскрыл перед ним двери в мир знаний.
— Здравствуйте, меня зовут Раджи, — представился отец Руслана и гостеприимно пригласил нас в большую уютную гостиную.
По цыганскому обычаю его жена родила сына дома, поэтому у них с самого начала не было справки с роддома. До последнего времени это не имело особого значения. Пока родители не задумали отправить ребенка в школу.
— Три месяца я ходил по всем учреждениям, собирал справки, доказывал, что это мой сын, — рассказывает сорокалетний Раджи. — И свидетели показали, что я его отец, и участковый врач подтвердила, что мальчик наблюдается на этом участке. Говорю уже: «Да вы посмотрите на него, он же вылитый я». У сына спрашиваю при них: «Кто я тебе?» Говорит: «Папа». Но им подавай кучу справок. Пойдешь в одну контору, оттуда посылают в другую. Сдашь справку, пока за другими ходишь, эта теряет срок действия, надо снова за ней идти. И так бесконечно, а ведь каждая бумага денег стоит, там четыреста тенге отдашь, там триста. Устал я, куда ни пойдешь — везде очереди, люди злые отчего-то, недовольные. И тут мне подсказали, что можно обратиться в департамент по защите прав детей. Так и сделал. Меня там очень хорошо встретили, начальник департамента внимательно выслушала, с пониманием отнеслись и сотрудники ведомства, огромное им спасибо. Уже через месяц в торжественной обстановке моему Руслану вручили наконец свидетельство о рождении. После чего мы записались в школу № 12, где нас также радушно встретили директор и учителя.
Сам Раджи закончил всего два класса начальной школы, во время беседы он несколько раз повторил: «Я неграмотный, а в наш век без образования никак нельзя». У него есть еще два сына, оба уже взрослые, у них свои семьи. Один из них, Сергей, с женой и детьми находится пока в этом же доме. Мы узнали, что цыганские парни и девушки создают семьи в юном возрасте.
— Я против ранних браков, — продолжает Раджи, — хотя сам женился в 16 лет. В это время обычно только заканчивают среднюю школу, задумываются о профессии, а у нас уже семья, дети.
В современных цыганских семьях не больше 3-4 детей, хотя, как сказал Раджи, бывают и многодетные. Например, у его друга 14 детей.
— Кто будет заниматься с Русланом, водить его в школу? — интересуемся мы, время от времени приветствуя входящих и выходящих из комнаты то дедушку Руслана, то бабушку, то невесток, то тетю, то дядю.
— Школа тут рядом, в первое время я сам буду отводить его на занятия, — отвечает отец. — И сам буду готовить с ним домашние задания. Он у нас шустрый, бойкий, все схватывает на лету.
— Все время сидит за компьютером, хорошо знает клавиатуру, может печатать отдельные слова, — присоединяется к беседе Сергей.
А где же мама Руслана? Этот вопрос вертелся на языке с самого начала, пока Раджи сам не поведал нам о том, что мама «в местах не столь отдаленных». Из трех лет она отсидела уже почти половину срока. Мальчик скучает по ней, видится только во время свиданий. И ждет вместе с папой, когда выйдет указ об амнистии, чтобы мама поскорее вернулась домой. Она тоже очень хочет, чтобы ее сын получил образование.
— По нашим традициям мужчины не должны работать. Но жизнь такова, что без специальности, без профессии семью не прокормить. Я вот безработный, перебиваюсь случайными заработками. Старшие сыновья также. Поверите ли, даже портфель Руслану еще не купили, ждем, когда бабушка, моя мама, денег пришлет. Мечтаю: выучится сын, закончит 11 классов, поступит в вуз. Будет работать, станет хорошим специалистом. Я для него все сделаю, лишь бы человеком стал. Образованным.
Пока нет мамы, и пока в собственном доме идут строительные работы, Раджи с сыновьями и внуками живет у тестя. Здесь образование в почете — сестра его жены окончила школу с отличием, затем вуз, сейчас они с мужем живут в Польше. У брата тоже все дети выучились. Хотя, признается Раджи, многие цыгане считают, что их детям достаточно научиться писать и считать.
Много еще о чем говорили мы в тот день. О цыганской кухне, обычаях, традициях, о том, что музыка и танцы — в крови настоящих цыган. Сергей, оказывается, любит петь. В свободное время, пока его маленький сын не спит, он поет под караоке. И голос у него — дай Бог. Жаль, не учился в свое время, мог бы стать хорошим вокалистом. И никак не могли мы не спросить у Раджи: а как же их собратья — люли? Те, которыми буквально заполнены наши улицы?
— Я родился и вырос в Актобе, мы общаемся с другими цыганскими семьями, и все мы к люли относимся очень плохо. Эти люди позорят нашу нацию, — невольный жест собеседника выдает его чувства — он закрывает лицо ладонями, запрокинув голову. — Они сами себя называют цыганами, но на самом деле не поймешь: кто они такие и откуда. Я хоть и не работаю, но никогда не позволю себе опуститься до такого уровня. И детям своим не позволю.
Прощаясь, мы еще раз поздравили первоклассника Руслана, пожелали мальчику отличных отметок, а его родственникам терпения и успехов.