Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Тайна старой рощи

Многие из нас посещали мемориальный комплекс Есет батыра в Алгинском районе. Мавзолей, расположенный на самой высокой точке в районе села Бестамак, виден за десяток километров. Также издалека внимание привлекает и большой лесной массив справа от дороги на мемориал. Задавался ли кто вопросом: когда и как появилась эта роща? Посадил ее кто-нибудь или это природное лесонасаждение?

 Островок в степи

Примечательно то, что, несмотря на соседство, побывать на этом удивительном зеленом островке удается далеко не каждому жителю даже близлежащего Бестамака. А все дело в том, что на протяжении последних шестидесяти, а может, и более лет этот лесок остается закрытой территорией, благодаря чему, в сущности, и сумел сохраниться. Большинству жителей Алгинского района известно, что здесь с 50-х годов прошлого века располагался летний пионерский лагерь Актюбхимкомбината им. С. М. Кирова — первенца химической промышленности Казахстана, многие годы градообразующего предприятия Алги. В этом живописном и близко расположенном к райцентру месте летом беззаботно отдыхали дети. Сначала они и обслуживающий персонал жили в огромных палатках, позже были построены жилые корпуса, клуб, столовая, пробурены скважины, огорожена территория. Находящаяся рядом роща тоже вошла в состав оздоровительного комплекса, став местом прогулок и проведения различных мероприятий. С началом космической эры и первых пилотируемых полетов во Вселенную лагерь получил имя летчика-космонавта СССР Павла Поповича. Помню, что и сам, будучи 8-летним мальчишкой, отдыхал один сезон в этом лагере. Самыми яркими впечатлениями того времени до сих пор остались праздник Нептуна, поход на Копан-гору (так раньше называли возвышенность, на которой ныне находится мавзолей Есета батыра) и посещение этой самой рощи. Помнится, что меня, никогда ранее не видевшего таких больших деревьев, мрак густой чащи, куда мы с ребятами забежали прятаться во время детских игр, даже испугал. А еще нас нещадно покусали комары, да отругали обыскавшиеся воспитатели за то, что мы пошли в этот лес без разрешения.

К счастью, после краха советской эпохи, а затем и самого химзавода пионерский лагерь миновала судьба многих приватизированных, проданных, а потом необдуманно и безжалостно разрушенных объектов. Нашлись умные люди, которые передали детскую базу отдыха Алгин-скому областному детскому дому, руководство которого сумело не только сохранить, но и солидно приумножить имеющееся хозяйство. Сейчас лагерь не узнать: база его солидно разрослась, появились новые корпуса, но сегодня разговор не об этом.

Главное, что многолетняя изоляция рощи от широкого общественного пользования (а мы знаем, к чему это чаще всего приводит) позволила сохранить саму рощу как таковую. Сейчас здесь, можно сказать, сохранился почти нетронутый уголок природы, где произрастают многие растения, давно исчезнувшие в других местах.

 

«Қасым терегі»

Многие, с кем я говорил на эту тему, ничего не знали об истории рощи. Встретился и с Кенжегазы Байгазиным, директором Алгинского детского дома, на территории летней базы отдыха которого и находится сейчас этот живописный уголок природы.

— Я не знаю, как появилась роща, но видно, что этим деревьям очень много лет. Однако слышал, что старые люди называли это место «Қасым терегі». Почему именно так, не знаю, — сказал Кенжегазы Жанабаевич.

Это было первое упоминание имени неизвестного мне пока Касыма, потом я слышал его не раз. Так кто же этот загадочный Касым, был ли он вообще и какое имеет отношение к роще? Поиск ответов на эти вопросы привел меня сначала к бывшим жителям Алгинского района Улмекен Исановой и Жаксылыку Олжашу, которые подсказали мне, что историю появления этой рощи должен знать житель Бестамака Аманжол Ахметов, поскольку он имеет какое-то отношение к человеку, который посадил когда-то в степи эти деревья.

— Очень хорошо, что вы заинтересовались рощей «Қасым терегі», — не скрывал своей радости от моего визита Аманжол ага. — Я и сам в последнее время много думал о том, что имя человека, который ее посадил и сделал таким образом большое доброе дело в наших краях, постепенно забудется. Ведь что скрывать, время идет, наше поколение уходит, и то, что раньше передавалось из уст в уста, сейчас никого не интересует. А то, что это доброе и нужное людям и угодное Аллаху дело, очевидно, — под сенью этой рощи отдыхают в течение многих десятков лет наши дети, там растут травы, гнездятся птицы. И, вообще, согласитесь, как здорово эта роща украшает нашу местность.

С ним трудно было не согласиться. Решив, что рассказать о роще лучше всего непосредственно на месте, мы с Аманжолом ага поехали в лагерь. Пояснив охранникам цель нашего визита, мы получили разрешение проехать к роще, в которой я не был почти пятьдесят лет. И вот новая встреча с ней, и рассказ пожилого человека, который, думаю, будет интересен и читателям…

 

О чем молчат деревья…

…Некогда, еще в позапрошлом веке, эти земли — у подножия могилы Есета батыра и вдоль степной речушки с одноименным названием, впадающей в Илек, принадлежали Касыму Жумагулову из рода тама, человеку весьма зажиточному, имевшему крупное хозяйство. Известен год его рождения — 1862-й. Посевы и пастбища здесь были отличные, поскольку земли были очень плодородные: они находились в низине, на которой скапливались талые воды со всей округи. Аманжол ага говорит, что еще в детстве слышал от стариков, что, несмотря на свое богатство, к людям Касым относился справедливо, был человечен, простой народ не обижал, а, наоборот, помогал ему, за что его уважали.

Судя по всему, для того времени, а речь идет о конце 19-го и начале 20-го веков, Касым был, как бы сейчас сказали, довольно продвинутым хозяйственником. Уже тогда он соорудил на речке плотину со шлюзами и организовал на своих землях поливное земледелие, сажал огороды, имел заливные луга. Сейчас можно только предполагать, как он дошел до всего этого. Возможно, перенял опыт у первых переселенцев из центральных районов России и Украины. К тому же времени относится и закладка рощи. Саженцы для нее Касым привозил на верблюдах из Оренбургского лесничества. Вот так в этих краях и появилась роща, которую люди со временем стали называть «Қасым терегі» — (Деревья Касыма).

Все это вполне вероятно. Ведь если мы обратимся к истории Актобе, то узнаем, что саженцы в наш регион завозили именно из Оренбурга. Вообще, администрация края еще во время застройки Актобе придавала лесонасаждениям огромное значение, обязывая каждого переселенца озеленять свое место жительства.

О том, что Касым сам привозил и сажал деревья, Аманжолу ага не раз рассказывала его мама Назен. А она это не могла придумать, так как в свое время была снохой Касыма, женой его старшего сына Аблахата, то есть была членом данной семьи.

Вернемся к Касыму. Спокойное течение того времени было нарушено классовой борьбой начала 20-го века. Пришедшая в степь Советская власть не только раскулачила Касыма в период «борьбы с эксплуататорами», но и репрессировала его. У бая было два сына — уже упоминавшийся выше Аблахат и младший, Габдылгазиз. Аблахат, как сын бая, тоже был арестован и так же, как и отец, бесследно пропал в пучине репрессий. Младший остался жив, вероятно, только по причине своего юного возраста. Жена Аблахата Назен, как член семьи бая, тоже подверглась гонениям и вдоволь познала нужду. Впоследствии она вышла замуж за Ергали Ахметова, работавшего стрелочником на железной дороге в Бестамаке, и до самой смерти прожила в этом селе. Наш собеседник Аманжол ага — их сын. Вырастила его Назен апа одна — Ергали умер рано, у Аманжола после семилетки возможности учиться не было, на работу не брали. И вот тут на помощь ему пришел путевой обходчик Габдылгазиз, младший сын того самого Касыма. Из добрых чувств, помня, что Назен — его бывшая женге, супруга репрессированного брата Аблахата и сноха отца, единственная, по сути, ниточка, связывавшая его с прошлой жизнью, он помог Аманжолу устроиться на железную дорогу. В те времена это было равносильно тому, что в наше время устроиться на работу в преуспевающую инофирму или нефтяную компанию.

Рассказывая о событиях минувших лет и даже десятилетий, Аманжол ага приводит меня в рощу, небольшой лесок с огромнейшими деревьями, которые показались мне еще больше тех, что я видел в детстве. Я и не предполагал, что они могут быть такие. Высотой 20-30 метров и толщиной более чем в два обхвата они удивили самим фактом своего существования. По основным признакам, это черная ольха. В справочной литературе пишется, что живет ольха до 150 лет, хотя «известны и 300-летние экземпляры». Вот только сказано, что диаметр ствола ольхи до 90 сантиметров, а здесь есть дерево, ствол которого в диаметре примерно около 130 сантиметров.

А какое здесь разнотравье, какой воздух! Неожиданно Аманжол ага наклоняется, срывает пару каких-то тонких, похожих на стрелки лука травинок, жует одну из них и протягивает мне другую, предлагая попробовать. Действительно, ощущаю вкус лука. «Это дикий лук. В детстве мы собирали его здесь и ели», — говорит мой собеседник.

Я сразу вспомнил, как несколько лет назад известный в области целитель-травник Иван Центий (к сожалению, ныне покойный) рассказывал мне, что именно в этой роще и ее окрестностях находит он свои целебные травы, и даже назвал невообразимое для моего восприятия количество собираемых им видов — семьдесят пять!

Аманжол ага ведет меня дальше по роще вдоль русла Есета. Воды в ней нет. К осени речушка пересыхает, полноводная она лишь весной. Тогда возле небольшой плотины чуть выше лагеря образуется заводь, вода в которой держится все лето. Это и есть часть той самой ирригационной системы, которая действовала на этом месте еще в начале века и использовалась вплоть до 70-х годов прошлого века, как говорит Аманжол ага. Сейчас все в запустении. Кстати, в заросшей травами пойме речушки, ниже плотины, угадываются квадраты заливных участков. Обследуя плотину, точнее то, что от нее осталось, мой собеседник наконец-то нашел, что искал: место, где был установлен шлюз. Раньше он был деревянный, потом в годы Советской власти его сделали из металла и бетона, но в недавние совсем времена все металлические части шлюза исчезли.

А роща Касыма живет, шелестит листьями, щебечет птичьими голосами, украшая местный ландшафт и радуя окружающих.

 

Помнить все

Вот и вся история нашей рощи. Стоило ли о ней рассказывать? Наверное, все-таки стоило. Ведь все, что нас окружает: местность, горы, реки и речушки, поселения, та же 110-летняя мельница в соседнем ауле им. Есет батыра, бывшей Павловке, имеет свою историю, которую должны знать как минимум местные жители. И имена, которые им дал народ, не должны исчезнуть. Их нужно сохранить. Как в нашем случае название «Қасым терегі». Что для этого нужно? Наверное, для начала выйти с предложением в районную ономастическую комиссию, утвердить ее название в раймаслихате, а затем уже использовать официально, нанести на карту, установить знак у рощи. Вспомним попутно, что в самой большой зеленой части Алматы есть знаменитая роща Баума. Ее в 1892 году начал высаживать ученый-лесовод Эдуард Баум. Впоследствии городские власти присвоили этой роще имя лесовода.

 

P.S. Директор детдома Кенжегазы Байгазин, узнав от автора об истории рощи, тут же согласился, что памятная табличка здесь необходима, и что надо обязательно рассказывать детям о том, кто сажал эти деревья.

— Они должны это знать. Тем более, дети увидят и запомнят, что, посадив дерево, можно оставить о себе добрую память на долгие-долгие времена.

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Колонка "Взгляд"