Неожиданное продолжение получила история о якоре, найденном в 2008 году работниками ТОО «ТрансМостГрупп» при строительстве второго моста через реку Илек. Тогда якорь с обрывком цепи — свидетельство того, что когда-то Илек был судоходной рекой, — руководством фирмы во главе с ее директором Тулегеном Танатаровым был торжественно передан областному историко-краеведческому музею. Казалось, на этом история закончилась. Но недавно произошло событие, не только заставившее вновь вспомнить о ней, но и буквально всколыхнувшее научный мир.
Судно из прошлого
Недавно метрах в пятидесяти от старого моста вездесущие мальчишки нашли то самое судно, которому принадлежал якорь. Именно судно, а не какую-то там лодку.
Но вернемся к началу. В начале марта, как помнится, погода удивляла нас своими сюрпризами — то шел снегопад, то лил дождь. Видимо, после обильного проливного дождя потоки воды, хлынувшие в пойму Илека, размыли грунт и обнажили судовой киль, обшитый широкой пластиной из металла темного цвета. Оказалось, что металлом была медь. Это обстоятельство чуть не стало фатальным для удивительной находки. К сожалению, в наши времена все нынешние пацаны являются «охотниками» за металлом и клиентами существующих еще пунктов по приему цветмета. Не были исключением и те актюбинские ребята, которые прогуливались по берегу реки и, увидев торчащий из-под земли деревянный остов с металлической пластиной, тут же соскребли с нее многолетний налет, добрались до красноватого оттенка. Распознав вожделенный цветной металл, пацаны попытались отодрать пластину от корпуса судна. Не будем их осуждать за это: такое уж сейчас время. Для них в тот момент перед ними был не редчайший экспонат, а, как они сказали потом, «какой-то старый деревянный ящик».
Справедливости ради надо сказать, что нижняя часть лежащего на боку перевернутого старинного судна для непосвященного человека и вправду мало чем похожа на какое-либо плавсредство.
А утверждать, что это именно то самое судно, якорь которого строители нашли два года назад, стало возможным после того, как цепь якоря совместили с концом пятиметрового обрывка цепи судна: они совпали идеально.
Впрочем, не это главное в удивительной находке.
Ушкуй, ладья,
учан или баркас?
Удивителен даже не сам факт обнаружения старинного судна в русле порядком обмелевшего Илека. Находка позволяет сделать сразу несколько выводов, полностью меняющих представление об истории судоходства в Волго-Каспийском бассейне.
«Это невозможно! — такова была первая реакция доктора исторических наук, директора Республиканского центра изучения истории речного и морского судоходства РК, профессора Арала Тенизбаева, когда он впервые увидел находку, — суда такого типа не могли так далеко подниматься вверх по течению Илека». Он также сообщил нам, что об актюбинской находке извещены, как это принято, все заинтересованные организации, включая ЮНЕСКО, а также научные круги. Интерес она вызвала огромнейший. В скором времени наш город станет местом настоящего паломничества ученых.
Находка ставит перед исследователем новые и трудные задачи. До этого считалось, что по Илеку в давние времена ходили небольшие рыболовецкие суда. Да-да, именно рыболовецкие, потому что Илек каких-то два столетия назад был широкой, полноводной, богатой рыбой рекой. Подтверждением этому могут служить ее бывшие высокие крутые берега, а также документальные описания. В одном из номеров «Городского вестника», выпускавшегося Василием Мощенским в прошлом веке, сообщалось об осетре, пойманном в районе Кривого озера. Если осетровые из Каспийского моря шли на нерест в верховья Илека и его притоков, то почему сюда не могли доходить крупные суда веком раньше? В пользу того, что это судно пришло к нам из морских просторов, говорит то, что оно, помимо пяти пар весел, имело и мачту, а следовательно, паруса, чтобы ходить и по морю, используя силу ветра. Вряд ли местные речные суда имели паруса…
Впрочем, это всего лишь наши гипотезы, ученые еще только должны сказать свое веское слово. Но, судя по их заявлениям, они пока не могут определиться с типом судна, найденного в Актобе. Как заметил заинтересованный и внимательный читатель, до сих пор мы еще никак не называли его.
Так что же это на самом деле? Арал Озенбаевич, внимательно осмотрев остов и оснастку судна, признался, что ничего подобного он ранее «вживую» не видел. Особенно он удивился тому, как хорошо, почти идеально сохранилось судно. И тут же дал объяснение этому: « Я не могу сказать, по какой причине затонуло судно – это станет известно после того, как мы его полностью откопаем. Нам всем повезло в том, что, затонув, судно полностью погрузилось не в песок, а в донные илистые отложения: они совсем не пропускают воздух, почти герметичны, поэтому все деревянные детали отлично сохранились. Интерес представляет и материал, из которого сделано судно. Возможно, это мореный дуб или другая древесина твердых пород. Например, бук. Еще одним фактором, способствовавшим сохранности судна, стала, на мой взгляд, пропитанность соленой морской водой. Судя по сохранившейся форме судна, все крепления надежны. Это говорит о том, что, когда мы поднимем судно, оно не рассыплется, и есть возможность полностью отреставрировать его и выставить для обозрения. Что касается типа судна, то окончательно мы определимся после его полного и детального осмотра. Тогда станет ясно, что это — ушкуй, ладья, учан или баркас. Приметы каждого из них просматриваются при визуальном осмотре. В любом случае находка – уникальна. Я бы даже сказал, что в новейшей истории судоходства найденное в Актобе старинное судно без всякой натяжки можно назвать находкой века».
Найти,
чтобы потерять?
Но это еще не все тайны найденного судна. Оно имеет палубу, а следовательно, и трюмы. Что скрыто в них? Вполне понятный интерес, естественно, присутствует у всех нас. Речь не идет о несметных сокровищах пиратов, но нам очень интересно увидеть и прикоснуться к вещам и предметам более чем двухсотлетней давности, а именно о таком возрасте находки идет речь.
— Это было бы очень интересно, — говорит старший научный сотрудник местного музея Зада Мукашева, — мы думали, что якорь, сданный нам строителями моста, принадлежал грузовым суденышкам, перевозившим в середине 19-го века, зерно из сел, расположенных на реке Илек, на каюдинскую мельницу в Актобе. Надо обязательно научно исследовать находку.
Ожидается, что областной историко-краеведческий музей в один день может пополниться уникальными экспонатами, не имеющими аналогов не только в Казахстане, но и, по крайней мере, в СНГ. И главным из них, конечно же, станет судно.
Но станет ли? Этот вопрос возник после того, как вышеупомянутый профессор намекнул на то, что судно для реставрации заберут в Астану, где оно, скорее всего, и останется. Вспоминается столетней давности история с найденным в Иргизе скелетом гигантского индрикотерия, который в свое время был вывезен «для реставрации» в Петербург, и до сих пор украшает один из залов Исторического музея.
Выходит, не успев обрести уникальную находку, которая может стать настоящим туристическим брендом нашего края, Актобе рискует вновь потерять ее?
Музей на набережной
Что же делать? В поисках решения этой проблемы родился следующий вариант, который предлагается для обсуждения. Так как судно, по словам профессора Тенизбаева, можно выставить на всеобщее обозрение, почему бы не сделать на берегу Илека, на месте его находки, своеобразный музей под открытым небом? И уже не кажется несбыточной идея руководителя общественного объединения ветеранов флота «Морское братство» Марата Сердалиева привезти в Актобе из России списанную подводную лодку «Комсомолец Казахстана», стоящую сейчас на рейде Кронштадта. Если берег Илека между двумя мостами — на Кирпичный и Жилянку — превратить в красивую набережную и установить на постаментах старинное парусно-весельное судно и подводную лодку, уверен, Актобе обретет еще один неповторимый уголок, не уступающий водно-зеленому бульвару.
Кстати, как сказал Марат Сердалиев, руководство российского Северного флота готово безвозмездно передать нашему городу подводную лодку в честь 20-летия Независимости страны.
В пользу этого проекта и тот факт, что в этом районе будет проходить международная автодорога «Западная Европа — Западный Китай», и набережная может стать желанным объектом внимания туристов из всех стран мира.
Казалось бы, при чем здесь подводная лодка, да еще в степях Казахстана? Во-первых, не будем забывать о ее названии — «Комсомолец Казахстана». Во-вторых, в ее бронированном корпусе, скорее всего, присутствуют актюбинские ферросплавы.
Если есть другие предложения, редакция «АВ» готова их выслушать. Но чтобы осуществить этот проект, надо добиться того, чтобы судно оставили на «родине», и отреставрировать его на месте.
И тогда, возможно, Актобе станет точкой, наиболее удаленной от океанских просторов, где, пусть и на приколе, но будет находиться подводная лодка. Как акулы в океанариуме в Астане, посреди казахстанских степей…
Вот какое продолжение может иметь история с якорем, оторвавшимся когда-то от неизвестно какого судна!
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ