Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Так начиналась страна…

керей и жаныбек_reswm

550-летний юбилей Казахского ханства следует рассматривать как возможность через его призму правдиво и объективно взглянуть на наше прошлое и осмыслить его. Исторические вехи, события, личности важны не сами по себе, а как уроки для настоящего и ориентиры для будущего. Перед нами стоит сложная задача восстановления подлинной истории с ее блестящими, возвышающими душу страницами.

В истории казахского народа середина ХV и конец ХХ веков занимают особое место. Главное событие этого периода – появление национальных государств: образование Казахского ханства и обретение суверенитета и независимости Республикой Казахстан.
Как известно, такие масштабные изменения в жизни делаются народом, во главе которого, безусловно, стояли крупные исторические личности.
Создание национального государства, этническое объединение и руководство его деятельностью выпали на долю султанов Керея и Жанибека.
Они являлись троюродными братьями. Прапрадед этих двух ханов один человек – Орыс хан. Он в 60-70 годы ХV века сделал Ак Орду самостоятельным ханством.
Керей хан родился примерно в конце ХIV и жил в начале ХV века. Когда они вдвоем с султаном Жанибеком прибыли в Моголистан, Керей хан по традициям Дешт-и-Кипчака как старший по возрасту был избран ханом. Вероятно, ему было 50-60 лет.
Несколько слов о правлении  Абилкайыр хана I в 50-х годах ХV столетия.
Как известно из истории, Чингисхан раздал завоеванные им территории своим сыновьям, учитывая хозяйственный уклад жизни населения, этнические, языковые и другие моменты. Территория улуса Джучи была разделена на внутренние мелкие улусы.
Шайбанид Абилкайыр I ханом «государства  кочевых узбеков», или  Дешт-и-Кипчака, стал в 1428 году. Народ  поддерживал его примерно до 40-х годов, но затем он стал проводить политику, противоречащую местным традициям и обычаям. Окрестности Сыр-Дарьи, в том числе и города, расположенные вдоль этой реки, были заняты султанами-шайбанидами, они установили контроль над караванными путями, прибрали к рукам самые лучшие пастбищные угодья и зимовки. Эти действия вызывали недовольство местных султанов Керея и Жанибека. В 1456 году хан Абилкайыр I потерпел сокрушительное поражение от ойрат-калмыцкого хунтайджи Оз-Темира и еле-еле спасся, скрывшись в крепости Сыганак. После этого поражения недовольство народа им усилилось еще сильнее. Этим обстоятельством умело воспользовались султаны Керей и Жанибек. Они убедили народ в необходимости переезда в Моголистан, т.е. в Семиречье. К ним присоединились около 200 тысяч человек. Узбеки людей, обосновавшихся в районе рек Шу и Талас и местечка Козыбасы, называли казахами. С 1465-1466-х годов казахские султаны начали руководить этими людьми, создали нормальные условия для них и их потомков. Таким образом они основали самостоятельное государство – Казахское ханство.
Как известно, Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде «Тарих-и Рашиди» пишет: «Правление Казахского ханства началось в 870 году хижры». Это, по современному летоисчислению, в 1465-66 годы.
В действительности, казахский народ вышел на историческую арену  в 1456 году, а последовавшие десятилетия были временем обустройства, приведения в порядок своей границы для землепользования и других созидательных дел.
Возникновение  Казахского ханства на исторической арене было крупнейшим событием в жизни народа. Оно было тесно связано с развитием хозяйства и развитием производственных сил, также укреплением в Центральной Азии феодальных отношений, освоением  обширных земель. Оно способствовало консолидации родовых общин, развитию межличностных отношений, укреплению границ территории, где жило коренное население.
Вначале территорией Казахского ханства являлась западная часть Семиречья, вдоль рек Шу и Талас. Особенность Казахского ханства заключалась в том, что оно было основано исключительно на базе единой этнической общности только лишь казахского народа.
Оно просуществовало триста шестьдесят четыре года и за это время  способствовало развитию родного языка, литературы, искусства и культуры и тем самым в истории казахского народа сыграло  положительную роль.
Думается, что Керей и Жанибек до отделения от Абилкайыра хана I тщательно все обдумали, спланировали, к кому примкнуть. Для них более удобным был могольский хан Есен Буга. Они поступили по принципу «Враг моего врага не мой враг», избрав противника Абилкайыра хана I. О взаимном согласии говорят следующие обстоятельства.
Во-первых, Керей и Жанибек откочевали с многочисленным населением своего улуса и бесчисленным поголовьем скота. По всей вероятности, у них была договоренность. Во-вторых, Есен Буга принял султанов, оказав им всяческие почести. Предоставляя им земли в Западной части Моголистана, Есен Буга хотел противопоставить их Жунус хану, переехавшему из Ирана.
Весной 1458 года Керей был избран ханом и около 10 лет правил своими соплеменниками в окрестностях Шу. В период его властвования были решены несколько ответственных задач. Хотя временно, но было приостановлено домогательство Жунус хана на трон Есен Буги. Усилилось влияние на свое население могольского хана. Постепенно углубляется распад «государства кочевых узбеков». Все недовольные ханом Абилкайыром I начинают переезжать в Казахское ханство. Таким образом, обеспечивался рост населения ханства.
В 1468 году Абилкайыр хан I намеревается наказать Керея и Жанибека. Но его намерение не осуществилось. Во время перехода через горы Каратау он внезапно скончался. Таким образом, войне между родственными народами не суждено было состояться. Смерть Абилкайыра хана I привела к крушению «государства кочевых узбеков».
Власть династии шайбанидов на территории Дешт-и-Кипчака закончилась. Исчезновение в Узбекском улусе, т.е. в казахских степях, этнонима «узбек» и победа термина «казах» стали, таким образом, результатом политической борьбы. Временем сложения казахской народности, заключает известный казахстанский востоковед В.П. Юдин, является ХIV век.
Много сведений из уст народа собрал археолог Мадияр Елеуулы, около 20 лет проводивший раскопки и археологические исследования в районе рек Шу, Талас и Сыр-Дарьи. В двух записанных им легендах рассказывается о переезде Керея и Жанибека в район реки Шу. В первой легенде рассказывается, что «выехавший в год Мыши глубокой осенью целый аул султанов – родственников Керея и Жанибека — с наступлением зимы доехал до Мойынкума».
А другая легенда начинается со слов «Выехавшие глубокой осенью из района Сыр-Дарьи султаны Керей и Жанибек привели народ в Мойынкум, увидели они развалины двух городов. Тогда Жанибек сказал Керею: «Возможно, сам Аллах повелел нам обоим не разлучаться, если желаете, в одном вы, во втором обоснуюсь я, и построим города», — говорил он. Керей, «обративши свой взор на Восток и повернувшись лицом на Запад», ответил: «Согласен. Но, видимо, на этом месте нам долго не бывать. Если Аллах поможет в удачный день – будем держать путь на Туркестан». Эти легенды подтверждают, что улусы султанов Керея и Жанибека были в районе Сыр-Дарьи. Достоверно известно, что город Туркестан расположен на Западе и был для Керея и Жанибека «родиной предков».
Правивший после Керея Жанибек хан распространил влияние Казахского ханства на всю территорию Дешт-и-Кипчака. Начиная с 1472-1473 годов Казахское ханство стало более самостоятельным государством. Жанибек хан отличался умом, спокойным нравом, и, самое главное, он проводил внутреннюю политику, исходя из интересов, прежде всего, местного населения. Поэтому неслучайно его имя хранится в памяти народа более 500 лет. У него было 9 сыновей, самый известный среди них Касым, впоследствии тоже ставший ханом.
В середине ХV века на основе единой этнической общности в связи с дальнейшим развитием ханства и феодальных отношений сложилось крупное государство Казахское ханство, а термин «казах» стал этнонимом, т.е. самоназванием народа.
Созданное в Семиречье Казахское ханство в последние десятилетия XV века укрепилось экономически и расширилось территориально. Оно содействовало консолидации казахской народности и дальнейшему развитию ее государственности. Керей и Жанибек завещали своим потомкам беречь эту священную землю до последнего вздоха.
Жизнь выдающихся ханов тесно связана с историей суверенного независимого Казахстана. Зная  пройденный ими исторический путь, молодое поколение казахстанцев, безусловно, глубоко познает историю своей страны и народа. После Керея и Жанибека страной руководили несколько ханов, среди всех своим умом, энергией и деловитостью отличались Тауке хан, Абилкайыр хан и Аблай. Они успешно выполняли свои обязанности в интересах казахского народа.
19 февраля 1731 года царица Анна Иоанновна подписывает Грамоту о присоединении территории Младшего жуза казахов к Российской империи. Как показал дальнейший ход истории, Россия вплоть до 1920 года проводила по отношению к Казахстану несправедливую, колонизаторскую, великодержавную политику. Да и тоталитарная политика кремлевских политиков советских времен держала коренное население в ежовых рукавицах.
Наконец, в 1991 году Казахстан получил государственную, национальную независимость.
На днях 550-летие Казахского ханства торжественно отметили в Астане, через месяц празднование будет продолжено в Таразе. Отмечая эти события, мы не только вспоминаем историю, но и с новой силой ощущаем дух и величие нашего народа, осознаем ответственность перед памятью своих великих предков.
Тургангали ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических
наук, доцент, почетный
гражданин г. Актобе

Колонка "Взгляд"