В этом году Актобе отмечает 150-летний юбилей. В 1869 году на двух холмах, в урочище у слияния рек Илек и Каргалы, было заложено укрепление. По аналогии с названием местности, где располагались эти холмы, которые местное население именовало как Ак-тобе, крепость решено было назвать так же. С этого момента и начинается история нашего города.[divider]
Военное укрепление
Свой день рождения Актобе празднует 28 мая. За полтора века он трижды менял название. После Актобе, с 1891 года и до 1999-го, город официально назывался Актюбинск, 11 марта 1999 года был переименован в Актобе.
Ведущий специалист отдела культуры и развития языков Базаргуль Сейтенова рассказывает про историю возникновения города на белом холме:
– В октябре 1868 года царское правительство издает «Временное положение об управлении в степных областях». Все казахские земли, согласно документу, объявлялись государственной собственностью России. Права коренного населения края ограничивались. Казахов лишали пастбищных угодий, водоемов. Свободолюбивые кочевники не могли примириться с таким положением, начали вспыхивать восстания. В этой связи было принято решение о строительстве укрепления.
Весна 1869 года. Отряд численностью в 300 человек передвигается по новой караванной дороге. Его путь проходит вдоль берега реки Илек. Постепенно отряд выходит к месту слияния двух рек – Илека и Каргалы.
– Тогда-то их взору предстает вид бескрайней степи с двумя холмами, омываемыми полноводными реками. Обе реки весной как раз разлились и произвели неизгладимое впечатление на иноземцев. Тут же было принято решение строить военное укрепление для гарнизона на вершине двух холмов на левом берегу Илека, – добавляет Базаргуль Сейтенова.
Первая же зима принесла жителям укрепления серьезные испытания. Построенное наспех жилье оказалось неприспособленным к суровому климату края. В гарнизоне начался мор.
– Суеверные люди испугались, что осквернили святое место, и вызвали священника из Оренбурга. Прибывший в гарнизон священник, ознакомившись с местным бытом, вскоре обратился в Оренбург с просьбой о строительстве церкви. Через газету по России был объявлен сбор пожертвований. Новой церкви присвоили имя Александра Невского. Здание церкви не сохранилось до наших времен. На ее месте сегодня располагается областной драмтеатр, – поясняет специалист.
Одна из первых улиц в укреплении стала именоваться Крепостной. Ныне это улица Ахтанова, в советские времена она носила название улицы 50 лет Октября. Параллельная Крепостной стала улица Гарнизонная. К слову, ее название сохранилось до сих пор.
К 1879 году вокруг укрепления Ак-тобе селятся переселенцы из Воронежской губернии, Курского края, за обещанной бесплатной землей пришли крестьяне Оренбуржской губернии – Орска, Илецка. Земляки селились рядом. Отсюда и названия улиц – Оренбургская, Илецкая.
Уже 25 марта 1891 года укреплению был дан статус уездного городка Актюбинска. До начала ХХ века он был в составе Тургайской области.
Первые улицы, школа, должности
История Актюбинска более подробно описана в двухтомнике Федора и Юрия Тарасенко «Город. Годы. Люди. Жизнь».
Из книги мы узнаем, что первой среди переселенцев в укрепление прибыла семья Ивана Мощенского. Его сын, Василий Мощенский, позже станет городским старостой и сыграет одну из главных ролей в становлении молодого града. За два года население в укреплении Ак-Тюбе (в русской транскрипции) заметно разрастается: насчитывается 28 семей, или 409 человек. А к началу 1890 года здесь проживает уже 2 340 человек. На смену саманным жилищам стали строить дома из дерева и кирпича. К тому времени уже насчитывалось 276 землянок, 53 деревянных и 7 кирпичных домов. Первые частные дома построены в Татарской слободке. Этот район считался самым зажиточным, так как населяли его в основном купцы-татары. С приездом новых поселенцев образовывается еще один район – Оторвановка, преимущественно заселяют его выходцы из Астраханской губернии.
Самые первые улицы в Ак-Тюбе – Старожительская (ныне Шернияза) и Оренбургская (Айтеке би). По мере заселения появились также улицы Гарнизонная, Крепостная, Новочеркасская, Кубанская, Донская. Кстати, первый генеральный план застройки укрепления был разработан в 1874 году. Поселение было разделено на несколько районов: Курмыш, Татарская слободка, Оторвановка. Существует несколько версий появления района Курмыш. Так, по одной из них названию района местные жители присвоили имя мастера Курамыза, который там проживал. Уважительно к нему обращались не иначе, как Курмыш. Отсюда и пошло название.
Первая школа открылась в 1884 году и называлась двухклассное русско-киргизское училище, в котором обучалось 50 мальчиков. Сейчас в здании располагается кожно-венерологический диспансер. Одиннадцать лет спустя, в 1895 году, по инициативе Ибрая Алтынсарина было открыто женское училище для казахских девушек, ныне в том здании расположен ресторан «Шахерезада».
Первая должность полицейского была введена в 1886 году уездным начальником Лазаревым. В обязанности полицейского входило выделять поселенцам пахотную землю и собирать налоги с населения. Обмундирование он покупал за свой счет. Второй полицейский появился в уездном городке в 1891 году. К слову, население укрепления с конца 1893 года платило налог на недвижимость в размере 1 процента от общей оценки имущества и налог на землю – по 1 копейке с квадратной сажени (1 сажень – 2,13 метра). Заработная плата у мужчин выходила по 50 копеек, у женщин – до 30 копеек в день.
С присвоением укреплению статуса города в 1891 году заговорили о необходимости строительства железной дороги. К ее строительству приступили в 1901 году. Железная дорога сообщением Оренбург – Ташкент проходила через Актюбинск. Первый пассажирский состав из шести вагонов прибыл в Актюбинск в январе 1904 года. Билет первого класса направлением Оренбург – Актюбинск стоил 2 рубля 80 копеек.
Когда была проложена первая ветка железнодорожной магистрали и через город стали проходить пассажирские поезда, в городе появилась гостиница «Россия» (ныне 11 школа). На месте пустыря возникает привокзальная площадь, а позднее недалеко от нее – водонапорная башня. Многие годы башня играла в этом районе города стратегическую роль, обеспечивала людей и производственные объекты водой. От башни и пошло название улицы – Водопроводная, на которой жили многие железнодорожники, работавшие в депо и на станции. Стоит отметить, что железнодорожники жили по московскому времени, что впоследствии стало поводом называть это место Москвой. У железнодорожников были своя больница и школы № 42, 43, 45, причем нумерация школ начиналась в Оренбурге.
Спустя год после открытия железнодорожного вокзала, в 1906 году, в городе приступили к благоустройству улиц. Дороги шоссировали галькой и бетоном. Кроме того, на улицах города появились простые фонари с восковыми свечами. Всего их было установлено 10 штук. Затем фонари со свечами заменили на керосиновые.
В 1914 году в Актюбинске установили первые два почтовых ящика – у городского управления и у гостиного двора. Корреспонденции вынимались строго в 6 часов вечера. Впервые городская пожарная команда заступила на дежурство 17 апреля 1918 года. В хозяйстве у пионеров пожарной службы было только 6 обозов и 20 бочек с водой. Управляли всем этим 8 человек. На вызов пожарные выезжали на обозах, запряженных лошадьми.
Первые автобусы появились в городе в 1938 году, курсировали они по трем маршрутам. Такси марки «Волга» стало обслуживать население спустя еще 20 лет.
Перед самой войной в городе началось масштабное строительство жилых домов, фабрик, заводов, к услугам населения работали ателье, мебельные мастерские, геологи открывали новые месторождения полезных ископаемых. В 1941 году в Актюбинске работали кирпичный, авторемонтный, лакокрасочный заводы и завод ферросплавов, который со временем станет крупнейшим заводом по выпуску феррохрома в СССР и Европе.
Подготовила Самира КАРИНА