Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Там, где рождаются мосты

Строительство казахстанского участка МТК «Западная Европа — Западный Китай» началось с легкой руки Главы государства Нурсултана Назарбаева. Как известно, старт всенародной стройке был дан в 2009 году в Актюбинской области. На том же мероприятии Нурсултан Назарбаев знакомился с выставкой продукции для автодорожной отрасли отечественных производителей и озвучил надежду о производстве казахстанских мостовых конструкций. Тогда ТОО «Стройдеталь» взяло на себя обязательство освоить выпуск новой продукции. Коллектив сдержал слово, данное Президенту страны.

Истоки

и традиции

В конце 60-х годов прошлого века, когда в Актюбинске активно возводились жилье и объекты промышленности, возникла острая необходимость в собственном железобетоне. В результате в 1968 году открылся завод ЖБИ-70. Нынешним летом известный во всем Западном Казахстане завод «Стройдеталь», одно из системообразующих предприятий Актобе, отмечает свое 45-летие.

Первоначальная годовая мощность завода ЖБИ-70 равнялась 70 тысячам кубических метров сборного железобетона. Чуть позже, в 1970-м, была запущена керамзитовая печь, а в 1988-м — цех по производству стеновых панелей. Когда начались тяжелые годы безвременья и многие актюбинские предприятия попросту развалились, заводчане изыскали резервы и с достоинством продержались: в 1996 открыли деревообрабатывающий цех, а в 1997 освоили выпуск строительной извести, изначально и по сей день пользующейся большим спросом в силу ее качества.

— В середине 1998 года, когда экономическая ситуация требовала решительных мер, ради сохранения предприятия нам пришлось сократить штат с более чем пятисот человек до ста сорока, — рассказывает директор ТОО «Стройдеталь» Анатолий Симонов.

Пережили заводчане многое. После процедуры банкротства и реорганизации предприятие стало именоваться ТОО «Стройдеталь». За счет реализации имущества были закрыты все долги. Замдиректора по качеству Татьяна Браилова с увлечением демонстрирует макет завода:

— ТОО «Стройдеталь» состоит из семи подразделений, основных же производств четыре: три цеха железобетонных конструкций и цех извести и керамзитового гравия.

На экскурсии, где в роли гида выступила Татьяна Георгиевна, ощущалось абсолютное владение ею всей информацией о заводе: сказываются 43 года, проведенные здесь.

Заходим в цех железобетонных конструкций № 1, флагман завода: цеховые пролеты в несколько десятков метров явно свидетельствуют о масштабности конечного продукта — здесь изготавливают железобетонные плиты, без которых невозможно никакое строительство. Начальник цеха Гани Разаков с любовью говорит о вверенном ему подразделении:

— Чего только не построено из нашей продукции!.. И жалоб от заказчиков никогда не поступало, поэтому отношения со строителями, как правило, долгосрочные. В 1999-2000 годы для АО «Каспийский трубопроводный консорциум» мы делали фундаменты под трубопровод. Теперь, при расширении трубопровода, от них же нам поступил заказ на изготовление железобетонных фундаментов под ЛЭП. Это специфический заказ, требующий применения особых технологий. (Перед началом работ заказчиком был назначен углубленный промышленный аудит, который проводили зарубежные специалисты, вынесшие достойную оценку изготовителю. — Авт.) Для строящегося в области рельсобалочного завода выпустили две тысячи свай, сейчас делаем цокольные стеновые панели для корпусов завода.

Как отметил директор ТОО, главные усилия коллектива направлены на поддержание и повышение уровня качества, именно это определяет имидж производителя. Не случайно именно ему был поручен выпуск аэродромных плит, когда в 2003 году возникла острая необходимость реконструкции аэропорта в нашем городе.

— И не только аэропорт Актобе реконструировали нашими плитами, но и Шымкента, — вспоминает Анатолий Симонов.

Татьяна Браилова заводит во вспомогательную службу — недавно отстроенное здание энергоцеха. Здесь нас встречает главный энергетик ТОО «Стройдеталь» Анатолий Клименко и рассказывает о специфике этой службы. Как и вся территория завода, энергоцех удивляет чистотой и уютом. Забота об условиях труда чувствуется везде, что особенно актуально на вредном производстве. Со слов Анатолия Симонова узнаем, что профзаболевания имеются, но в сравнении с прошлыми годами эту цифру можно назвать символической, так как по важности вопрос защиты здоровья на заводе следует сразу после вопроса качества продукции. А заводская столовая заслуживает отдельного материала.

Далее мы с Татьяной Георгиевной посещаем цеха, выпускающие железобетонные изделия по испанской, немецкой и датской технологиям, рассказ о которых тоже стоит отдельного материала.

 

Качество —

железобетонное

Особая гордость заводчан — международная система менеджмента качества и ак-кредитованная лаборатория, проводящая испытания каждого вида продукции, будь то стеновые перегородки, балки перекрытия или мостовые конструкции. Кстати, последние оказались весьма востребованными со времени строительства дороги «Западная Европа — Западный Китай». Директор компании «Дженгиз Иншаат» Мурат Зейнабилов так охарактеризовал работу «Стройдетали»:

— Четырнадцать мостов и два железнодорожных путепровода, входящие в те сто километров дороги Актобе-Мартук-граница РФ, что мы строим, сделаны исключительно из продукции старого предприятия Актобе. Мы очень благодарны заводчанам за выполнение заказов в срок и качественно.

Замдиректора по строительству ТОО «МО-25», строящего путепровод в Актобе, Александр Озеров, имеющий опыт работы с мостовыми конструкциями, тоже считает железобетонные конструкции вышеназванного производителя самыми лучшими, с какими он имел дело за всю свою практику.

В опыте «Стройдетали» имеются и имиджевые проекты. Так, предприятие построило три многоэтажки серии «Аркос» с применением сборно-монолитного каркаса. Все три дома, начиная от фундамента, выстроены из продукции ТОО.

 

Двенадцать

трудовых династий

Что больше всего заслуживает внимания в новейшей биографии предприятия? То, что достойно пережили переходный период от одной экономической формации к другой? Трудно не согласиться. Мудрость руководства? Да. Энтузиазм всего коллектива и его любовь к родному заводу? Безусловно. И в подтверждение этому отметим, что при нынешнем штате (чуть более шестисот человек) династий на заводе — двенадцать!

Начальник цеха ЖБК-2 — самый яркий представитель династии Тайлахиди. Его при распределении в Актюбинском строительном техникуме в 1984 году приметил Анатолий Симонов и пригласил на завод. Юрий Фемистоклович был принят в качестве инженера производственно-диспетчерского отдела, а в 1986-м возглавил полигон, производящий железобетонные и фундаментные блоки. Через два года молодому специалисту руководство вверило бетонно-растворный цех. С 2006 года Юрий Тайлахиди возглавляет цех новых технологий, ЖБК-2. Вместе с ним на заводе трудятся его жена Лариса (инженер ПТО) и младший брат Анастас (начальник РСУ-2). Кстати, жену себе Юрий приметил, едва поступив на завод. На вопрос, что для вас завод, Юрий Фемистоклович ответил так:

— Это еще один мой дом. И не только потому, что большую часть жизни я провожу здесь. Вместе с нынешним руководством мы пережили разруху 90-х. У нас была цель не только сохранить предприятие: мы ждали поры, когда снова начнем выпускать продукцию, когда завод будет жить полноценной производственной жизнью. И это время настало. Сейчас я чувствую себя выжившим мамонтом, который знает, что ответственность и здоровая амбициозность могут растворить любые проблемы.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"