Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Таможня встречает добром

Днем образования таможенной службы суверенного Казахстана является 12 декабря 1991 года. В этот день Главой государства Нурсултаном Назарбаевым был подписан Указ об образовании Таможенного комитета.
Это был один из первых документов, принятых нашей страной после обретения суверенитета, что свидетельствует о важности и значении для государства таможенных органов как структуры,  регулирующей внешнеторговый оборот и стоящей на страже экономических интересов Республики Казахстан.
В преддверии профессионального праздника сотрудников таможенной службы на вопросы корреспондента «АВ» отвечает начальник департамента таможенного контроля по Актюбинской области Александр Кочубей.

— Александр Петрович, как в целом поработала в 2010 году Актюбинская таможня?
— Основным показателем деятельности таможенной службы является пополнение республиканского бюджета. Департаментом таможенного контроля по Актюбинской области за январь-октябрь 2010 года внесено в доход бюджета 32,7 млрд. тенге. До конца года эта сумма должна составить 35 млрд. тенге.
Внешнеторговый оборот Актюбинской области за 10 месяцев 2010 года составил 4,6 млрд. долл. США, товарооборот вырос  на 45,3 процента.
— Чем был знаменателен 2010 год для вашей службы?
— Самое важное — создание Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. Это привнесло в нашу работу очень большие изменения. Из-за отмены части контрольных функций на казахстано-российской границе дважды произошло сокращение штатов. И если в марте сокращение 20 человек прошло более или менее безболезненно: некоторые сотрудники были переведены на юг, кого-то переместили, сократили вакантные места, то сейчас идет реальное сокращение штатов на 33 единицы практически во всех подразделениях. У нас останется работать 273 человека.
— Насколько известно, этот процесс продолжается. Какие еще грядут изменения?
— Таможенный союз постоянно развивается. В следующем году будет еще один этап. С 1 июля 2011 года таможня полностью уйдет с границы между Казахстаном и Россией. Изменятся условия работы, порядок пересечения государственной границы. На границе останется пограничная служба, которая будет выполнять все контрольные функции.
Расширится взаимодействие с сотрудниками таможенной и пограничной служб Российской Федерации, с которыми у нас и прежде было налажено тесное сотрудничество.
Сейчас мы на границе ведем в основном такую форму таможенного контроля, как учет. Это нужно для мониторинга. Ну и, конечно, контроль над провозом запрещенных предметов.
Товары и грузы между тремя странами оформляться не будут. Участники ВЭД будут только платить НДС. Большая часть из них — добропорядочные налогоплательщики, но, к сожалению, не все делают это самостоятельно. Для контроля над ними есть налоговая служба.
— Простые граждане многого ожидали от Таможенного союза.  Сбылись ли их ожидания?
— Многие надеялись, что граница станет вообще прозрачной и пройти ее будет легко и быстро. Возможно, в обществе слишком «пиарился» этот вопрос. К сожалению, с 1 июля 2010 года люди после создания ТС кардинальных изменений не почувствовали. Очереди на границе как были, так и остались.
Но изменения все же произошли. Да, пограничный и таможенный контроль на предмет провоза запрещенных предметов остался. Как и заполнение декларации. В то же время было отменено обязательство обратного ввоза-вывоза транспорта, на котором многие пересекают границу. Это экономия времени и денег на оплату брокерских услуг. Сняты все ограничения на провоз валюты и отменено ее декларирование. И это положительно сказалось на пассажиропотоке. Наш анализ в связи с введением ТС показал: люди стали больше ездить. Пассажиропоток увеличился на 25 процентов. Но стало больше людей — больше стало проблем, задержек. Среднее время прохождения уменьшилось, но поток большой, тратится много времени и положительных изменений не видно.
Наш анализ также показывает, что сейчас из России стали больше ввозить товаров, которые раньше везли из Китая — это продукция электротехнического назначения, стройматериалы и др.
— Все ли было гладко при вступлении в силу ТС?
— Подготовка к созданию ТС шла при определенной спешке, времени было мало. В то время я в центральном аппарате работал. При подготовке нормативных документов были споры с партнерами, даже в формулировках. Были и огрехи, которые разрешались по ходу. Эта работа продолжается. В том числе и по инициативе, жалобам и проблемам самих участников ВЭД.
— А все-таки: кто выигрывает в результате введения Союза?
— Если смотреть глазами бизнесмена, ведущего дела с Россией, думаю, он однозначно выигрывает. Одна себе-стоимость многое дает. Представьте — простои на границе, аренда транспорта, таможенные сборы, брокеры, получение справок, заключений, склады временного хранения на период оформления. Теперь он освобождается от всего этого. Все это деньги и время, которые он экономит!
3 декабря нынешнего года, выступая на круглом столе, первый вице-премьер РК Умирзак Шукеев сказал: «Объемы внешней торговли с Россией и Беларусью увеличились почти вдвое. Товарооборот в республике за счет роста экспорта вырос на 47,2 процента, и во внутренней структуре нашего товарооборота происходят знаковые изменения».
Если говорить о нашем регионе, то здесь тенденции те же: экспорт Актюбинской области в страны ТС за 11 месяцев также увеличился — он составил 108 процентов. Мне, кажется, я ответил на ваш вопрос.
— Некоторые эксперты утверждают, что цены в стране выросли из-за Таможенного союза…
— Я не склонен винить в этом ТС. Кто даст гарантии, что если бы его не было, то цены остались прежними? Или стали ниже? Цены росли и раньше. Глобальный процесс идет. Сейчас страна готовится к вхождению во Всемирную торговую организацию, и мы должны будем открывать свои границы. Бизнес будет работать в конкурентных условиях. Это и происходит сейчас в рамках Таможенного союза.
— Еще одна нашумевшая тема: автомобили…
— Здесь также ожидания народа не оправдались. Сначала речь шла о том, что граждане стран-участниц ТС могут льготно завозить все автомобили. Потом сказали, что машины, срок которых от 3 до 10 лет. А ведь многие оплатили за новые авто, кто-то даже вез их, а льготы не ввели.
Новые авто в льготном порядке завезти невозможно, только машины, которым от 3 до 10 лет. В течение года их отчуждать нельзя. При необходимости продажи машины вам придется уплатить разницу. Эта норма будет действовать до 1 июля 2011 года. Но надо отметить, что сейчас автомобили в область ввозятся довольно активно.
— А новые российские авто?

— Автомашины, в том числе совместных производств, произведенные на территории стран ТС, ввозятся в РК без таможенного оформления, уплачивается только НДС.
— Что изменилось в структуре вашего департамента?
— Появились два новых отдела. В составе управления посттаможеного контроля создан отдел контроля условно выпущенных товаров. Он призван заниматься вопросами контроля недропользователей. Второй — отдел мониторинга экспорта товаров. Такой отдел есть только в департаменте ТК Актюбинской области.
— Важная часть работы таможенных органов — борьба с экономическими преступлениями и административными правонарушениями, пресечение контрабанды…
— С начала года департаментом возбуждено 247 дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела. Таможенным органом рассмотрено 93 дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела. В судебные органы направлены 154 дела. В результате рассмотрения административных дел наложено штрафов на сумму свыше 10 миллионов тенге.
Что касается контрабанды, да и провоза наркотиков, то такие случаи нами выявляются регулярно. Все изощреннее становятся способы провезти ее. Если в прошлом году были попытки провезти наркотики в термосе, в банках тушенки, то в 2010 году наши таможенники обнаружили гашиш и марихуану, спрятанные в кинескопе телевизора. Регулярно встречаются и старые способы — провоз наркотического зелья в сумках с двойным дном и в желудках. Всего выявлено 6 фактов незаконного оборота наркотических средств, по которым возбуждено 10 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 9 килограммов наркотических средств.
Чтобы воспрепятствовать наркотрафику, страны-участницы ТС взяли на себя обязательства по обустройству южной границы.
— Вы сказали, что таможни на границе не будет…
— Да, с 1 июля мы уйдем. Уйдут с границы и российские таможенники, но это не значит, что таможни не станет вообще. Торговля будет идти и ведется она не только со странами ТС. В области идет рост производства, реализуется программа ФИИР, завозится оборудование, растет экспорт. И все это будет нами обслуживаться.
Таможенный пост останется только в международном аэропорту Актобе.
— Какова ситуация с коррупцией в рядах сотрудников таможни?
—  В 2010 году отделом внутренней безопасности департамента выявлены 4 факта совершения должностными лицами коррупционных правонарушений. В отношении должностных лиц ДТК по Актюбинской области выставлено 4 коррупционные карточки.
С начала года поступило 5 жалоб и обращений на незаконные действия должностных лиц департамента, по которым 2 факта не подтвердились, по 3 фактам выявлены нарушения со стороны должностных лиц, в связи с чем 6 сотрудников были привлечены к дисциплинарной ответственности. Один сотрудник осужден за коррупционное преступление.
По результатам служебных расследований к дисциплинарной ответственности привлечено 45 сотрудников.
— Что бы вы хотели улучшить в деятельности таможенных органов?
— В процессе внешнеторговой деятельности участвуют 19 государственных органов. Есть и негосударственные. И предпринимателям, мы считали, в совокупности надо преодолеть  34 бизнес-процесса. Проходя эти круги, он теряет время, сталкивается с коррупционными моментами. Надо в Интернете создать единое электронное окно (ЕЭО) как в ЦОНе, и тогда человеческий фактор будет исключен. По оценкам международных экспертов только за счет внедрения ЕЭО валовой доход можно повысить на 18 процентов. Над его созданием в нашем комитете сейчас идет работа.
В заключение я бы хотел поздравить сотрудников и ветеранов таможни с профессиональным праздником и пожелать им здоровья и успехов во всем. Наша служба будет и в дальнейшем укреплять экономическую безопасность и защищать национальные интересы страны.
Беседовал

Досье «АВ»
Александр Петрович Кочубей, начальник департамента таможенного контроля по Актюбинской области с февраля 2010 года. Полковник.
Родился в 1965 году в Акмолинской области. Закончил физический факультет Карагандинского государственного университета. Работал учителем в школе. второе высшее образование — юридическое.
В органах таможни — с 1993 года. Работал в центральном аппарате.
Женат. Воспитывает двух дочерей.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Колонка "Взгляд"