Тысячи мальчиков и девочек, танцующих профессионально и навсегда влюбленных в один из древнейших видов искусства; сотни дипломов конкурсов различного уровня, в том числе Гран-при; восторг публики – вот что такое ансамбль танца «Искорки» городского Дворца школьников. 50-летний юбилей коллектива отмечается сегодня не только его выпускниками, но и благодарной актюбинской общественностью.
Идея Василия Пака
Городской Дворец пионеров и школьников открылся в сентябре 1973 года, а уже 8 марта 1974-го недавно образованный ансамбль танца пригласил мам на свой первый концерт.
– Изначально это была студия, в которую входили ансамбль танца, оркестр народных инструментов, хор и чтецы, – вспоминает нынешний худрук «Искорок» Константин Фролов. – По задумке директора и основателя Дворца Василия Пака все коллективы находились на сцене одновременно и давали тематическую композицию: оркестр играет музыку, хор поет, мы танцуем, чтецы озвучивают стихи или прозу.
Методист и ветеран ГДШ Галина Венгер рассказывает о первом директоре как об отце и вдохновителе:
– Вернувшись из Москвы, где он посетил новый Дворец пионеров, ознакомился с работой детского ансамбля имени Локтева, Василий Николаевич обратился в органы городской власти с просьбой о строительстве Дворца пионеров для детворы Актюбинска. Идея была одобрена, и началось строительство. Когда учреждение открылось, каждый его день был полон восторга детей, спешащих в кружки на увлекательные занятия.
И еще одна идея была у Василия Николаевича – ансамбль песни и танца, подобный Локтевскому. Но нужен был талантливый хореограф, и директор Дворца пионеров его нашел. В родной город после учебы в Ленинграде вернулась Полина Озерная. Василий Пак узнал, что она работает в ДК строителей, привел убедительные аргументы, и молодой хореограф поменяла место работы. Когда мы, методисты, увидели Полину, вошедшую в кабинет, ахнули: маленькая, щупленькая, с хвостиком на голове, она казалась школьницей. Но когда эта школьница взялась за дело, увидели отличного организатора с твердым характером. Если Полина Петровна ставила цель, преград для нее не было!
Задумывались «Искорки» как ансамбль танцев народов мира, но параллельно в нем работали группы казахского танца и классического балета. Готовились дети основательно, иначе бы не было такого признания.
Фантастика поездок и ответственность
– «Искорки» входили в число лучших детских хореографических коллективов СССР, поэтому в 1984-м нас включили в состав поезда Дружбы, – продолжает Константин Фролов. – В Чехословакии, где и катался этот поезд, правда, на автобусе, нам выпало выступать даже с младшей группой легендарного молдавского ансамбля «Жок». От Казахской ССР были только мы. Годом раньше была Венгрия. Что для детворы попасть за границу? Фантастика! Конечно, поездка была за счет бюджета, но весной того же года под соусом «зарабатываем деньги на Чехословакию» мы неделю гастролировали в Новороссийском районе. В день давали по два концерта. В одном селе нас кормили в столовой, вечером в клуб другого села, где мы ночевали, привозили горячий хлеб, флягу парного молока, и это было счастье!..
В «Искорках» к нам быстро пришло чувство ответственности. Почему? Занятия три раза в неделю, по полтора и три часа. Как-то я пытался отлынивать, но, узнав, родители отругали так, что больше не повторилось. «Искорки» были очень популярны: почти все мальчишки, жившие на Тургенева, Кирова и Ленинском, занимались здесь. И спортом тоже. Например, я параллельно ходил на бокс и футбол.
Рассказывая о детстве, Константин Владимирович замечает, что конкурсов, как сейчас, на выявление лучших тогда не было:
– Танцевальные коллективы украшали досуг граждан, поэтому мы регулярно выступали на каких угодно площадках. Например, на заводах в обеденные перерывы. Родители видели, как здорово танцуют чьи-то дети, и вели к Полине Петровне своих. «Искорки» были одной из форм эстетического воспитания, всестороннего развития, а погружение в танец того или иного народа однозначно делает тебя интернационалистом. На конкурсы мы ездили и всегда привозили солидные результаты. Первым назову разножанровый и разновозрастной «Жар-птица» в Иваново, где мы стали лауреатами первой степени! А самые свежие результаты – Гран-при в Туркестане, Алматы, Шымкенте, Ташкенте. Всего в репертуаре коллектива сегодня 30 танцев народов всех материков, но доминирует казахский.
Хореограф Айнура Улукпанова добавила, что в «Искорках» была и остается советская школа танца:
– Народные хореографические традиции никто не отменяет, без них невозможно поставить этно, но универсальная по сути наша школа помогает адаптировать ту или иную композицию. Например, усложнить и академизировать танцы из репертуара Шары Жиенкуловой, входящие в золотой фонд казахской хореографии, – «Аса таяқ», «Киыз басу» и другие. Конечно, школу получили от Полины Петровны, сначала занимаясь в ансамбле, потом работая бок о бок с ней. Дисциплина была жесткой, педагогом она была требовательным, отсюда и результаты. И мы с Костей пытаемся держать планку. Помню, на 40-летии наша наставница сказала: «Пока в ансамбле есть Айнура и Костя, «Искорки» будут жить». В том же 2014-м ее не стало. Мы все были на похоронах, и, как положено артисту, хоронили Полину Петровну под аплодисменты. Позднее дали два концерта ее памяти, а на вырученные деньги в знак бесконечной благодарности установили на могиле монумент в полный рост.
На вопрос о самом сложном танце собеседники ответили: «Арагонская хота». А на вопрос «Есть ли она сейчас в репертуаре?» ответ прозвучал неутешительный:
– Это парный танец, а в ансамбле из 180 детей мальчиков всего восемь – с кем ставить хоту? Последний раз ее ставили в 2011-м. Чтобы родители вели сыновей в танцевальные студии, мальчики имели интерес к хореографии, общество должно тяготеть к эстетике, что несложно решить на государственном уровне.
Добро пожаловать в Актобе!
Участников концертной программы из числа выпускников ансамбля «Искорки» – около 30. Желающих – сотни, но многие приехать не смогли, ведь география их проживания – весь мир, причем речь о тех, кто и профессию выбрал хореографа.
С этим искусством связала свою жизнь и дочь Полины Озерной Екатерина. Она проживает в городе Кинеле близ Самары (РФ).
– Я выросла в «Искорках» и не представляю другой жизни. Думаю, это была хорошая школа не только танца и не только для меня. Очень часто выпускники приходили к нам – они не забывали маму, – рассказывает гостья. – Творчество – это семейное: мой отец имел профессию музыканта, хореографы и две мамины сестры. Тамара живет в Санкт-Петербурге, Галина – в Йошкар-Оле. Любят музыку и танец мои три сына, хореографией занимаются серьезно и тоже будут участвовать в юбилейном концерте.
Говоря о гостях, Айнура Улукпанова заметила, что самыми близкими друзьями «Искорок» являются ансамбли танца «MegaStars», «Айгөлек» и студия спортивного танца «Тагридис»:
– Основатель первого – Мадина Муратова — выпускница нашего коллектива, с двумя другими дружим не один десяток лет. Кстати, в нынешнем «Айгөлек» начинала трудовой путь Полина Петровна.
Выпускница 1984 года Елена Этманова сегодня живет в Соль-Илецке Оренбургской области, где заведует хореографическим отделением Детской школы искусств, руководит ансамблем «Грация» и является хореографом ансамбля «Гармония».
– Танец – моя душа и вся моя жизнь, – делится Елена Николаевна. – Полина Петровна для меня – идеал педагога, хореографа, руководителя. О ней я вспоминаю с теплотой и благодарностью. Она всегда задавала нам новые высоты. Помню поездку в Алма-Ату, где мы представляли программу для присвоения звания образцового. Тогда квота давалась только на два коллектива, вместе с нами выступал алматинский «Аққу». На нашем фоне столичные дети смотрелись, мягко говоря, очень блекло. В 1979-м были в Венгрии, в 1984-м – в Чехословакии…
«Искорки» всегда были дружной семьей, и я очень рада, что ансамблем руководит мой одногруппник Костя Фролов, ведь он не просто профессионал, хороший человек и педагог, но и продолжатель традиций, заложенных нашей наставницей. Традиций, которые живут везде, где работают ученики Озерной.
Светлая память
Полина Озерная родилась в многодетной актюбинской семье. Тяга к танцу и талант сразу после школы привели ее в областной Дворец пионеров (сейчас ОЦДЮТ), где девушка работала хореографом. Городу не хватало этих специалистов, и завод «Актюбсельмаш» отправил юную Полину в Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры, все годы выплачивая ей стипендию. По возвращении в 1972 году домой молодой хореограф работала согласно диплому на заводе и в Доме культуры строителей. С открытием в сентябре 1973 года городского Дворца пионеров была приглашена туда, где проработала более 30 лет, влюбив детвору в танец и подготовив достойных преемников.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из архива ансамбля танца «Искорки»