Арстан Туйжанов – актер, красавец, умница, очень талантливый и успешный молодой человек. Почему сегодня он один из героев «АВ»? Потому что хореографическая ипостась Арстана – одна из доминирующих, а почему это так, в интервью с земляком.
Родился в городе Ясном Оренбургской области. В силу обстоятельств семья переехала, поэтому в 1-й класс он пошел в Ясном, во 2-й — в Актобе (СШ № 11), затем был Соль-Илецк, потом Актобе чередовался с Соль-Илецком.
Кстати, в соседней Оренбургской области собеседник получил диплом слесаря сельскохозяйственного производства, после в Актобе поступил в университет «Нүр». В результате выпустился из кооперативного колледжа – налицо мятежная творческая натура, которая привела парня в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино».
— Я попал в класс Виктора Проскурина, — рассказывает о себе Арстан. – Когда Виктор Алексеевич заболел, нашу группу приняла Вера Глаголева. Через год и она заболела, нас принял Олег Фомин и в 2015-м выпустил.
В том же году я принял участие в проекте «Танцы на ТНТ». Почему не побоялся солидного проекта? Потому что двумя годами ранее участвовал в конкурсе The best Asian man, где победил в номинации «Дамский угодник».
Что сказать о частых переездах? Я – представитель народа-кочевника, этим все объясняется. В силу частой смены школ, учебных заведений не могу похвастать другом, с которым вырос, но зато имею друзей повсюду – во многих городах и нескольких странах.
По окончании института «Останкино» Арстан служил в нескольких московских театрах. Последнее место работы в российской столице – театр «Модерн» под руководством Юрия Грымова.
— Из мастерской Фомина был принят только я и еще одна сокурсница. Замечу, что Москва – хорошая школа выживания и проверки на профпригодность. В профессии я и сейчас, — рассказывает о себе Арстан. — В данный момент я – действующий киноактер, в театре «Алақай» — хореограф и мастер по сценической пластике. Раз в месяц езжу в Алматы, так как в театре «Тотальный» у Антона Зайцева задействован в спектакле «Гуинплен. Погружение».
Какими киноролями могу похвастать? Сериалом «Новая жена», снятым моим педагогом Олегом Фоминым; в проекте «Танцы на ТНТ-2» вошел в сотню лучших, дома снялся у Абделя Фифтибаева в полнометражном фильме «Пацаны» и у Серикбола Утепбергенова в экшн «Время патриотов».
— Что тебя подвигло к участию в танцевальном проекте?
— Сокурсница попросила помочь пройти первый этап. Отсняли видео, отправили, нас пригласили для участия во втором этапе, причем девушку не взяли, а мне предложили снять сольную партию и отправить для отбора в третий этап.
Сразу оговорюсь, что я силен не в танце, а в пластике, чему нас учили в институте. Прошел, что позабавило нас с партнершей. Проект очень интересный! Многие из моих соучастников (а по большому счету соперников) сейчас дают мастер-классы, мы дружим.
Помню, я подготовил контемп: Егор Дружинин раскусил, что у меня нет глубокой хореографической базы, Мигель отметил мое стремление, а Ольга Бузова промолчала. Тем не менее я прошел в следующий этап и даже дал интервью Ляйсан Утяшевой.
К сожалению, в следующем этапе (с хип-хопом) я срезался. Получается, классика, контемп – мое, а уличный танец – нет. Помню, там познакомился с казахстанцами, в том числе с актюбинцами. Это дает основание утверждать, что в нашем регионе хореография достаточно популярна – нужно находить людей и помогать им развиваться.
— Что первично в первобытном обществе – движение или пение?
— Думаю, они двуедины. Когда древний человек танцевал вокруг костра с бубном, он и звуки издавал. Но знаю точно, что танец имеет серьезное воздействие на человека, потому что это движение.
И я рекомендую каждому человеку танцевать. Потому что ритмичное движение на позитиве активизирует лимфатическую систему. Все наши болезни – от застоя лимфы. Если на движения наложить музыку, выстроить определенные фигуры, фиксации, вытяжки, получится красивый танец.
Наблюдая за младшим сыном, я понял, почему, положив что-то вкусное в рот, он подскакивает и начинает ритмично, красиво двигаться. Так он делится своим наслаждением, и это здорово! Если подойти к такой мелочи с философской точки зрения, то танец можно найти во всем: танец воды, танец ветра, танец улетающей салфетки…
— Как вернуть человеку первобытную потребность танцевать, как это делают дети?
— Да, культура профессиональной хореографии угасает и в Актобе, и во всем Казахстане. Прежде танцевать было престижно, люди делали это искренне и трепетно, движение считалось сакральным, через движение считывалась глубина профессионала – именно это умирает в обществе. То, что мы наблюдаем в нашем городе, не более 10 процентов возможностей.
Не хватает специалистов? Да. Но несправедливо обвинять хореографов, уезжающих ради заработка, несправедливо обвинять человека, что он не может научить, вскрыть талант, вывести его наружу. Сегодня умирает академическая база, которая теоретически уже должна выйти на новую ступень. От этого грустно всем.
Причину я вижу в несовершенной системе образования, когда академизм утрачивается на всех уровнях. Нужно сохранять базу и двигаться вперед, для чего нужны хорошие финансовые вливания.
На какие ценности мы ориентированы? Повторюсь, что на проекте в Москве я познакомился с участниками из Казахстана, Актобе, значит, потребность в танце не умирает в народе. Но ситуация складывается так, что остальным не до танца: ну и танцуйте себе.
А ведь эта культура древняя, как само общество. Танцем пользовались для примирения, спасения, вселения веры и надежды, о чем сейчас никто не знает. Но танец у человека не отнять. Пусть неосознанно, но мы не откажемся от него, ведь стремление к эстетике – в человеческой природе.
Записала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из личного архива Арстана ТУЙЖАНОВА