— Орынтай, когда вы танцуете с девочками, про свои колеса забудьте! Отдыхайте! Девчата вас сами развернут куда надо, – объясняет мужчине в инвалидной коляске хореограф Ержан Камшибаев. Орынтай улыбается и расслабляет руки, привыкшие крутить колеса. Девушки-танцовщицы тут же подхватывают его, и репетиция продолжается. Звучит танго. Люди в колясках учат позиции рук, привыкают держать стан, улыбку, разворачиваться и кататься под счет. С ними в парах – профессионалы. Это называется «социальная хореография».
Подобно любым другим видам искусства, танцы могут исцелять. Конечно, с инвалидной коляски человека они не поднимут, но поднять настроение могут запросто. А если добавить дух соревновательности и спортивный интерес, то получается нечто потрясающее.
Не увижу – не поверю
— Когда мне рассказали про социальную хореографию, я решил, что это розыгрыш. Ну как так – танцевать с инвалидами? — вспоминает Ержан. – И сказал: пока своими глазами этого не увижу, не поверю. А потом я увидел запись… Ее я показал девочкам.
Девочки – это его ученицы из театра танца «Талисман» Индира Досова и Айгерим Кагирова. Они тоже сначала не поверили, что такое возможно. Зато теперь радуются, что у них есть Орынтай. Трудностей не было, говорят девчата. Разве только коляска по ноге проедет, но это скорее смешно. А настрой и упорство, с каким занимаются инвалиды, заражают самих профессионалов.
Запись, о которой говорит Ержан, это видео с прошлогоднего конкурса в Костанае. На сцене танцуют люди в колясках. Среди них и обаятельный Орынтай Базарбаев, который со своей партнершей получил в тот год приз зрительских симпатий.
— Орынтай у нас молодец. Он музыкант, певец, играет в ансамбле «Куралай». А теперь еще и танцует. Вон как изменился от танцев – похудел, подтянулся, совсем красавцем стал.
Это рассказывает другая танцовщица в коляске, директор клуба волонтеров «Д.А.Р.» Марал Нуралина. Все вместе они готовятся к республиканскому чемпионату по танцам на колясках. Когда я спрашиваю, каким образом они стали танцорами, Марал объясняет:
— Первый раз у нас танцевала Виктория Кваша, ее партнером был волонтер из Корпуса мира Терри Тейчер. Вторыми были Орынтай и Римма Дауысбаева. Она тоже инвалид, но может ходить. В этом году танцую я с Есетом Алтыбаевым и Орынтай с двумя девушками. Орынтай идеально подходит – нам как раз нужен был симпатичный мужчина с чувством ритма. Да и живет он прямо над офисом — в любое время, когда понадобится, мы его позвать можем.
Вальс Марал и Есета воздушный и нежный. А в танго, в котором Орынтая не могут поделить Айгерим и Индира, кипят страсти. Спрашиваю у Орынтая: приятно, когда из-за вас соперничают молодые и красивые девушки? Он улыбается еще шире и признается: приятно! «Сначала он стеснялся своих юных партнерш, а теперь глядит молодцом, скоро уже совсем зазнается!» — шутит Марал. И тут же сама вспоминает, как привыкала к Есету:
— Это в «Талисмане» он уже «старичок». А я, когда его увидела, спросила, сколько ему лет. Он ответил: шестнадцать. Мама дорогая! В два раза младше! А Ержан требует от меня, чтобы я смотрела на Есета с нежностью. Как я буду на него смотреть с нежностью, когда он – маленький?! Это я так вначале думала. Теперь он для меня уже полноценный партнер. Он мою коляску так иногда крутит, что страшно становится!
Колеса вместо ног
Все вместе – танцоры, педагог и журналист – загружаемся в специальную «Газель» с выдвижным пандусом. «Это наше инватакси, — поясняет Марал. – Мы сейчас поедем репетировать в наш цех по сбору и ремонту колясок. Этот цех очень нужен нам. Вот, например, у меня спортивная коляска. Она крепкая. Но я такой «жыбырлақ», что и спортивная коляска не выдерживает. В цехе сейчас пусто, мы нашли деньги только на ремонт. Так что пока будем использовать его для репетиций».
«Газель» катится в сторону
41-го разъезда и подъезжает к неприметному зданию. Внутри заметен свежий ремонт, готовы кабинеты, душевые, туалеты, кухня и столовая. Все приспособлено для того, чтобы здесь работали люди в колясках.
Мы вносим музыкальный центр, шнуры, Ержан раскладывает свои диски. И начинается то, что я тоже должна увидеть своими глазами.
Первыми репетируют Марал и Есет. Потом Орынтай, Индира и Айгерим. Если описать просто, то там, где обычный танцор ходит, перебегает и скользит, танцор на коляске катится. Разница в высоте партнеров почти не чувствуется – просто человек на своих ногах держит руки чуть ниже, а человек в коляске – чуть выше обычного.
А если расспросить хореографа, то вырисовываются дополнительные особенности. Например, габариты коляски требуют большего пространства для танцев. Вот Ержан и прикидывает, смогут ли его артисты развернуться на костанайской сцене, которая примерно десять метров шириной и шесть глубиной. А еще та же коляска требует больше времени на маневры. «Например, обычный танцор на четыре доли сделает восемь элементов танца, а в коляске – уже меньше», — поясняет хореограф. Так что все танцы на колясках Ержан ставит, прикидывая «шесть пишем, три в уме».
После того, как танцоры вернутся из Костаная, а это будет в конце лета, они хотят устроить такой чемпионат уже в Актобе. И очень рассчитывают на помощь областного руководства.
Еще грант выиграть, что ли?
Пока идет репетиция, в цех приезжает председатель ОО «Общество защиты парализованных граждан г. Актобе» Куралай Байменова. «Правда же, здорово?» — спрашивает она, кивая на своих танцующих товарищей. Но о танцах мы уже почти не говорим, потому что меня интересует другое. А именно: что это за помещение, в котором мы находимся, и на самом ли деле можно организовать ремонт инвалидных колясок.
— Это здание, вернее, его половина, нам досталось в безвозмездную аренду на десять лет, – начинает рассказывать Куралай Базарбаевна. — ТОО «Тулпар» передало его нам с условием, что мы сделаем ремонт и на оставшейся половине тоже. Ведь лучше отдать помещение внаем и получить назад отремонтированным, не так ли? Для ремонта мы деньги нашли сами – выиграли грант от японского посольства. Сумму назвать не могу, так как грантодатели попросили ее не разглашать. Ремонт сделан, все сети мы провели, устроили автономное отопление, газ, водоснабжение. Теперь ищем средства на оборудование для цеха.
— Надо вам второй грант выигрывать, — реагирую я.
— Надо, — соглашается Байменова.
Для того чтобы оборудовать первый в области цех по ремонту и сбору инвалидных колясок, нужны шесть миллионов тенге. Помноженные на энергию и целеустремленность Куралай Байменовой, эти деньги превратятся в шестнадцать постоянных рабочих мест для инвалидов-колясочников. А через короткое время они смогут ослабить проблему с постоянно ломающимися колясками. Вопрос только в том, откуда появятся эти шесть миллионов – то ли инвалиды на самом деле выиграют грант от иностранных дипломатов, то ли дождутся помощи от земляков.
Они лишены простого человеческого счастья ходить ногами по земле. И все равно танцуют. Это удивительно. А то, что инвалиды сами берутся ремонтировать свои коляски, не прося об этом никого, достойно нашего уважения и помощи.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА