Драмтеатр имени Т. Ахтанова — это не только премьеры и фестивали, но и 159 человек коллектива, площадка для дуального обучения колледжа «Тарлан», а работать здесь мечтают выпускники творческих факультетов казахстанских вузов.
Вопреки пандемии, работа в обеих труппах, в том числе по подготовке капустника по случаю 30-летия казахской труппы, идет полным ходом. Обо всем этом подробно рассказал «АВ» директор храма Мельпомены Олжас Ибраев (на фото слева).
Вернуть историю
— Тридцатый сезон наступает на пятки 30-летию независимости страны: юбилейный сезон открываем сейчас, а закрываем в год юбилея суверенного Казахстана, — рассказывает Олжас Канатович. — Из самого первого состава в труппе, образованной осенью 1990 года, остался только Сержан Аманкулов. Немногим позже приехали Магзум и Шалкия Бакитжановы, Майгуль Музбаева, которые по-прежнему в строю. Безусловно, качество спектаклей растет, и сегодня в театре служат выпускники КазНУИ и КазНАИ имени Жургенова, уже зарекомендовавшие себя на профессиональных форумах.
На днях 65 членов трудового коллектива прошли плановую аттестацию, подтвердив соответствие занимаемой должности. По окончании аттестации кандидат искусствоведения, доцент КазНАИ имени Т. Жургенова Анар Еркебай для творческого коллектива провела семинар «Современный мировой театральный процесс».
— С гостьей я вел переговоры о создании научно-исследовательского сборника об истории театра имени Ахтанова, — признался Олжас Ибраев. — Поэтому так важны любые сведения о труппах, когда-либо существовавших в нашем городе, документы, имеющиеся в облархиве — все нужно собирать.
Да, сведения о работе Актюбинского казахского музыкально-драматического театра в 1930-е годы в облархиве имеются. И собеседник продолжил:
— В книге мы должны собрать все данные, ведь казахский муыкально-драматический театр в областном центре был закрыт в 1949 году. Есть сведения о ТЮЗе. Созданный в 1933-м и не имеющий своего помещения, в 1934-м он дал более ста спектаклей! Вообще, история актюбинских театров очень богатая, но, кроме книги Марата Мырзагулова о казахской труппе, изданной 20 лет назад к 10-летию коллектива, никаких историографических источников нет. Тем более из-за пандемии и карантина в ушедшем сезоне не удалось отпраздновать 55-летие русской труппы.
О насущном
Творческий состав сегодня такой: три режиссера, два звукорежиссера, два светотехника, двадцать актеров в русской труппе и сорок — в казахской. Семь студентов выпускных курсов КазНУИ и Академии имени
Т. Жургенова проходят в нашем театре практику и не против остаться здесь работать, но Олжас Ибраев признался, что на такое количество актеров не хватает репертуара:
— Кузницей профессиональных кадров для казахского коллектива являются вузы Нур-Султана, Алматы и Уральска, а для русского — в основном театр-студия «Лестница» под руководством Ольги Павловой, поэтому мы объявили открытый кастинг с прицелом подбора талантов. Критическая ситуация в русской труппе обусловлена миграцией русскоязычного населения, но мы пытаемся ее сдерживать этим кастингом. Ведущие актеры, скажем, Валихан Кинжибаев, Артем Москаленко, переходят в другую возрастную группу героев, а притока молодых кадров нет…
Есть путь решения проблемы, который я предлагаю и прошу на это гранты у исполнительной власти: открыть при нашем театре актерско-режиссерские курсы. Их будут вести преподаватели Академии имени Жургенова или актюбинцы будут выезжать в Алматы. Первый-второй курс — только занятия, а с третьего-четвертого эти ребята должны составить новый творческий поток в оба коллектива. Можно учиться дома, в колледже «Тарлан», но все хотят учиться сразу в вузе, хотя не у всех родителей есть такие возможности. В нынешнем году акимат предоставил два гранта, но русскоязычных абитуриентов среди желающих не оказалось. Замечу, что выпускники русских отделений КазНУИ и КазНАИ трудоустраиваются в мгновение ока — зря актюбинцы не воспользовались грантами.
Тут Олжас Канатович обрисовал весьма печальную перспективу: если притока молодых профессиональных актеров в русской труппе не будет наблюдаться, лет через пять она может перейти в разряд самодеятельных:
— Вот для чего нужен спецкурс, о котором я хлопочу. Две труппы необходимы для привлечения зрителей разных этно-лингвистических слоев, для культурного разнообразия региона — так было с начала истории театра области, и это должно сохраняться.
Собеседник предлагает еще одно решение проблемы дефицита кадров: возрождение студии при возглавляемом им учреждении. Вопрос «А что не так делается в частных студиях города?» он аргументировал неклассическим подходом:
— Я побывал в нескольких студиях и понял, что где-то стандартам не соответствует программа подготовки, где-то недостаточно знаний у самих педагогов. Человек прошел тренинг, получил сертификат и решил, что он великий театральный педагог — это дилетантство, и это очень опасно. А в театре имени Ахтанова работают люди многоопытные и образованные — именно такие должны готовить кадры для поддержания и развития нашей сценической стилистики, базирующейся на классических традициях.
Хорошее решение! Если в студии будут заниматься дети, начиная класса с седьмого, значит, проф-ориентация в Актобе будет фундаментальной. Хочется надеяться, что не только актерами и режиссерами захотят стать юные студийцы, но и столь дефицитными светотехниками, сценографами, декораторами, драматургами, гримерами, — впитывая атмосферу театра с младых ногтей, они сами решат, как могут быть полезны храму Мельпомены.
Об издержках профессии и ближайших планах
С Олжасом Ибраевым мы говорили и о такой важной грани профессионального становления актера, как амплуа:
— Приезжает актер по распределению, а мы не знаем, на что он способен, на какие роли назначать — пока присмотримся, пока он себя покажет… Или другой ракурс: репертуар выстроен под уже имеющихся актеров, и новичок скисает, уезжает. А когда свои возвращаются, мы во всеоружии и можем твердо планировать репертуар, рассчитывая на их амплуа. Для примера скажу о работающих недавно. Аслан Толентаев прекрасно сыграл Козы, Багдат Тлеугалиев — Гамлета, их нужно опробовать в других характерах, чтобы актеры не заштамповались или не ушли в массовку.
— Но ведь при нынешнем количестве постановок за сезон актеру трудно обозначить разноплановость…
— Вот поэтому в магистратуре я осваивал деловое администрирование и пути решения подобных проблем, а тема моей диссертации — «Стратегическое управление в сфере культуры». Сегодня вижу необходимость создания на базе театра литературного клуба. Почему? Потому что Болонская система исключает многие предметы, в силу чего у нас в вузе не было курсов «мировая художественная литература», «мировая художественная культура», а это серьезный пробел для творческого работника.
В силу того же исключения первейшей задачей Олжас Ибраев видит повышение квалификации подчиненных и приглашает педагогов для ведения мастер-классов. Планировал их по четыре в год, но пандемия внесла коррективы, и занятия Ерлана Карибаева по системе Михаила Чехова были пока последними. Едва отступит пандемия, будет семинар Амана Гумарова по истокам энергии.
Как и предшественники, нынешний директор озабочен формированием театральной культуры и вкуса у земляков, что должно начинаться с пеленок и быть адекватно историческому времени:
— У малыша в руках айфон двенадцатой модели, он с ним легко управляется, а мы ведем ребенка на постановку 1990-х годов — это анахронизм. Я не кидаю камешек в огород классики, а призываю оторваться от примитивности. Сейчас мы ждем из Туркменистана Мекана Джумабаева, который в обеих труппах поставит детский музыкальный спектакль «Король Лев». А в следующем году, если поддержит управление культуры, объявим международный конкурс для драматургов, готовых представить пьесы для детей и подростков.
Когда позволит эпидситуация, пройдет очередной фестиваль экспериментальных постановок «Балауса», а после него, если даст добро исполнительная власть, директор планирует организовать летний лагерь для молодых театральных деятелей. Еще одним важным для ахтановцев проектом Олжас находит гастроли по области:
— Возможно, по древней восточной традиции действо должно начинаться на улице, а потом переместиться в помещение. Мы планируем объехать все населенные пункты региона с целью донести искусство лицедейства в глубинку и приобщения к нему школьников, которые, перейдя в разряд студентов, могут стать театралами.
Что касаемо репертуара нынешнего сезона, то зрителей ждут премьеры «Алғашкы махаббат», «Во всем виновата гроза» и уже названный «Король Лев». Возможно, «Электра» и «Қылмыс». Кроме того, приветствуются любые режиссерские начинания: если худсовет одобрит, постановки увидят большую сцену. Пока здание облдрамтеатра на ремонте, уже полюбившиеся актюбинцам постановки даются на сцене театра «Алақай» — по вторникам и средам. Билеты можно приобрести на сайте «Тикетон».
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Аймурата ДАРИБАЕВА