IX региональный фестиваль народных театров «Тәуелсіздік — толғауым, Ұлы Жеңіс — жалауым» проводится в Актобе уже более двадцати лет. В нынешнем году он прошел под знаком 550-летия Казахского ханства, 70-летия Победы и 90-летия Героя Советского Союза Алии Молдагуловой.
Народные тенденции
Год от года не только растет число участников, но и повышается качество спектаклей самодеятельных коллективов. Это точно подметил режиссер казахской труппы театра имени Т. Ахтанова и член жюри Магзум Бакитжанов:
— Все постановки представлены на хорошем уровне. Радует, что появляются молодежные театры.
Воплощение на сцене названных тем требует выбора пьес, а его-то и нет. Надо с горечью заметить, что давняя проблема актуальна и для народных театров.
— Как и профессиональные театры, народные ставят одно и то же, повторяя друг друга. Нет свежих актуальных пьес! Нам повезло найти «Соловьиную ночь» Валентина Ежова в переводе Аширбека Сыгая — зрителю понравилось, — поделилась наболевшим режиссер Шалкарского театра Айгуль Муытова.
В подтверждение слов Айгуль надо сказать, что создавалось впечатление, что это был фестиваль пьес «Каракемпир», «Кутпеген кездесу» и «Ана журегі»… И хотя к качеству постановок претензий нет, что-то новое вызывало бурные аплодисменты прямо во время действа. Например, в постановке «Махаббат пен Гадауат» Сырдарьинского театра из Кызылординской области.
— Пьесу написал наш земляк Аскар Керибаев, — рассказал его режиссер Нурхан Кушербаев. — Постановку готовили специально для фестиваля, опробовав на зрителе единичным показом.
Местные особенности
Из семнадцати коллективов-участников звание народных имеют четырнадцать. Три театра — «Жастар» из Хромтау (руководитель — заслуженный деятель культуры РК Актулеп Малгарин), «Мєні» (Иргизский район) и самодеятельный театр из Байганинского района — созданы недавно и на большой сцене выступили впервые. Вне конкурса выступил и коллектив студенческого театра Актюбинского музыкального колледжа имени А. Жубанова. Пьесу «Майданда махаббат» написал Жаслан Сагинтай, учащийся отделения социально-культурной деятельности:
— Эту историю (Ромео и Джульетта в условиях войны) мне рассказала бабушка, а ей — покойный дед, участник Великой Отечественной.
Оригинальную пьесу представил и народный театр села Кызылтобе Мангистауской области. Пьеса «Шежірелі шахта» написана учительницей Кунзией Бобетай, одним из ее героев является юный Абиш Кекильбаев. Кстати, самый маленький актер, дошкольник, был именно у мангистаусцев.
— Фестиваль в здании профессионального театра для народных коллективов — это возможность дать постановку при профессиональном освещении, звукорежиссуре, гриме, на просторной сцене, при стечении большого количества публики, — считает замдиректора ОДНТ Сания Жарыкова. — Большая часть народных театров работает далеко не в райских условиях. И тем удивительнее факт, что после окончания средней школы актеры самодеятельных театров едут осваивать театральные специальности.
О проблемах и радостях
Подтверждением серьезного отношения к самодеятельным театрам стал и состав жюри. Кроме Магзума Бакитжанова, в нем были руководитель Алматинского театра сатиры и юмора «Керемет» Алмат Сакатов, театральный критик и наша коллега, корреспондент газеты «Аќтµбе» Ардак Конакбаева, председательствовал член Союза писателей, замредактора журнала «Мєдениет» Мырзан Кенжебай.
— Я не могу сказать, что все постановки безупречны, — считает Мырзан Кенжебай. — Встречается безответственная режиссура, когда герои, смысл пьесы далеки от автор-ской задумки. Порой чувствуется отсутствие навыка актерского мастерства, все герои говорят в одной тональности — над этим надо работать серьезно. Но есть и очень достойные выступления.
Алмат Сакатов считает фестиваль важным явлением:
— Огромное спасибо Актобе за то, что фестиваль становится региональным. В Совет-ском Союзе народные театры были сплошь и рядом, потом 90-е, разруха — большинство коллективов перестало существовать… Фестиваль является стимулом к активному творчеству и возрождению коллективов. Еще народный театр надо рассматривать как кузницу кадров. Что касается мастерства, то есть постановки, требующие лишь незначительной профессиональной доработки.
Серьезным пробелом Алмат считает недостаточное финансирование сферы культуры, в частности, народных творческих коллективов.
По итогам фестиваля три третьих места жюри отдало Алге, Иргизу и Кандыагашу, два вторых — хромтаускому «Жастару» и Сырдарьинскому театру; на первом месте — Аральск.
Гран-при IX Актюбинского регионального уже в шестой раз за историю фестиваля получил Шалкарский народный театр.