выведет наш регион в лидеры и сделает его центром качества образования
Школьники послушны и прилежны, учатся с огромным желанием, никто не опаздывает на уроки, не дерется, не перечит учителям. Педагоги доброжелательны, спокойны, вместо бесконечных поурочных планов пишут творческие работы, занимаются самообразованием, направляя все усилия на то, чтобы выпускники стали успешными в жизни людьми. И такая идиллия — во всех школах Актюбинской области. Эта картина не из области фантастики, а реальность ближайшего будущего, ведь за дело взялся новатор системы образования Федор ВАССЕРМАН.
Четыре школы Актюбинской области с начала этого учебного года работают по новой технологии «Управление качеством обучения в общеобразовательных школах», о чем мы сообщали на страницах «АВ».
Одна из них — в Шалкаре, остальные — в Актобе. Как говорит ее автор, консультант фонда образования Нурсултана Назарбаева, педагог-психолог Федор Вассерман, успешнее эксперимент проходит в областном центре, так как здесь работает образовательный технопарк.
— История инноваций показывает, что эксперимент в отдельно взятой школе обречен на провал, потому что ресурсы одного учебного заведения крайне малы, — поясняет педагог. — Образовательный технопарк подразумевает «открытые школы».
В этом учебном году средние школы № 1, 3 и 51, внедрившие новую технологию, работали в тесном сотрудничестве. Более опытные и профессиональные учителя делились опытом с другими, «сильные» математики, физики, химики проводили уроки в соседних школах. Пропал дух соперничества, появилось желание поддержать другого.
Это не могло не сказаться на качестве знаний. Хотя следует признать, что за один год получить результат невозможно, сначала надо «подтянуть хвосты».
— Самые большие потери в качестве современная школа несет в начальном звене, это закономерно приводит к потерям в среднем, и, как итог, на выходе — всего 2 процента качества, — говорит Федор Яковлевич.
Так вот, наверстыванием упущенного и занимались учителя весь этот год, работая по гибкому календарному плану. Главное — усвоить тему, и пока она не будет добросовестно отработана (а не «пройдена», как раньше), к следующей теме учитель не имеет права приступать.
Большие сдвиги произошли в воспитательном плане. В одной из школ уже на третий месяц эксперимента дети сообщили ошеломленному директору, что с поборами и вымогательством у них покончено раз и навсегда. Сколько лет билась администрация с этой проблемой, сколько жалоб было написано родителями, сколько молчаливых обид сносили малыши. А тут — за три месяца и без вмешательства взрослых!
— Феномен в том, что мы дали детям права, дали власти столько, сколько они хотели, неформальные лидеры вышли из тени. А уровень доверия и ответственности у детей перед детьми намного выше, чем перед взрослыми.
В другой школе «Министерство внутренних дел» возглавил самый настоящий хулиган, которого попросили из прежней за плохое поведение. Так теперь здесь воцарился порядок, а завуч по воспитательной работе не мыслит своей деятельности без помощи этого старшеклассника. Были случаи, когда у технички пропал кошелек, а в кабинете технологии стали исчезать инструменты. Инциденты исчерпали за считанные дни, все вещи с извинениями были возвращены.
Дети теперь сами готовят все мероприятия, для этого есть соответствующие ведомства. Сами следят за порядком, за успеваемостью. В одной школе ребята навсегда справились с проблемой опозданий, в других — сократили до минимума.
Федор Вассерман порадовал нас вестью, что актюбинский регион самый подходящий для формирования здесь центра качества образования.
— Как автор инновационной технологии, я глубоко симпатизирую вашим школам и руководству на всех уровнях власти. В областном институте повышения квалификации, с которым мы сотрудничаем, работают профессионалы, уровень и скорость принятия решений у них на порядок выше, чем в других регионах. Активно поддерживают нас и управление, и отдел образования, и местная исполнительная власть. Мы планируем обратиться с предложением в Министерство образования РК, чтобы уже к началу нового учебного года внедрить нашу технологию, аналогов которой нет в мире, во всех школах Актюбинской области.
Но, возможно, не все так гладко? С какими проблемами столкнулись школы, выбравшие инновацию? Оказалось, что в первую очередь это сопротивление некоторых учителей, не понимающих важности перемен, не умеющих перестроиться.
— На заре нашей работы, когда мы из 118 школ вывели самую отстающую в десятку лучших, когда успехи детей гремели на всю область, директор был вынужден уйти с работы только под градом писем таких вот учителей, — вздыхает с сожалением наш собеседник.
В одной из трех школ города, как по секрету сказал Федор Яковлевич, отменили домашние задания в начальных классах. Это не понравилось родителям, они стали возмущаться.
— Мы готовы повысить качество обучения в шесть и более раз, работаем над стандартами образования, которые позволят учителям в течение 20-30 лет не готовиться к урокам. Но проблема в том, что наших финансовых возможностей для осуществления далеко идущих планов недостаточно. Мы выступаем с частной инициативой, совмещая практику и науку, но в государстве пока нет разработанной инновационной политики, о которой не раз говорил Президент Нурсултан Назарбаев, — отмечает Федор Вассерман, которого в управлении образования области считают «великим педагогом».
Федор ВАССЕРМАН:
«Мы не определяем качество образования по индикатору ЕНТ или по количеству выпускников, поступивших в вузы. Наш показатель — дети, ставшие успешными в жизни. Мы с первого класса даем им навыки менеджмента, они учатся быть управленцами, быть лидерами. И пусть кто-то скажет, что не это самое важное в жизни человека».
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Наука быть Человеком
В 2002 году в школе-гимназии № 17 г. Актобе в экспериментальном порядке была внедрена программа «Самопознание». Автором проекта духовно-нравственного развития личности является первая леди Республики Казахстан Сара Назарбаева.
Методической основой нового курса является высказывание Сары Алпысовны о том, «как это важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, в свое предназначение! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру любви и милосердия».
В нашей школе инновационная программа стала общим делом. В круг воспитательных проблем школы активно вовлекались родители. Они развиваются и растут вместе с детьми, сопереживая всему, что происходит с ними.
Для эффективности курса «Самопознание» в школе оборудованы два необычных кабинета, где дети экспериментальных классов могут свободно и неформально общаться, творить, изучать окружающий мир и философское наследие поколений, развивать и совершенствовать свое внутреннее «я». В этом им помогают талантливые педагоги. Наше учебное заведение работает в режиме эксперимента 8 лет, и за это время было дано более 20 открытых уроков, проведено 10 семинаров для коллег. Вышли в свет брошюры, методические рекомендации курса «Самопознание», в которых мы делимся опытом.
Но все же главный результат педагогического труда – дети, их интеллектуальный, духовный рост. Изучая курс «Самопознание», дети избавляются от страха, скованности, неуверенности в себе. Они преодолевают многие комплексы общения друг с другом, родителями, учителями. Приобретают ценную и редкую во взрослом мире способность быть внимательными к другим людям, проявляя при этом собственную индивидуальность.
На уроках «Самопознания» мы учимся говорить о себе, прислушиваться к своим мыслям и чувствам. Дети раскрываются подобно цветкам, почувствовавшим свет, тепло и любовь. На наших уроках детское сердечко учится доброте, ответственности, справедливости, вежливости, скромности. Учится любить не только родных людей, но и людей вообще.
Основные методы работы по «Самопознанию» — это групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы дать возможность высказаться каждому ребенку. Групповая работа сплачивает детей, помогает понять себя и увидеть сходство с другими. Для такой работы мы используем традиционные моменты урока: круг «Радости», круг «От сердца к сердцу». Также важны на уроках релаксации, тренинги и рефлексии. Педагог использует только позитивные установки и инструкции, дает слово каждому ребенку, делает заключение, адресует свою поддержку и участие. Предмет «Самопознание» обязательно станет тем путеводным огоньком, который поможет нашим детям вырасти достойными гражданами нашей Родины.
Айжан АЛЕНОВА, учитель начальных классов и руководитель эксперимента «Самопознание» школы-гимназии № 17