Не раз в рубрике «Большая перемена» мы писали о технологии Федора Вассермана, по которой в опытно-экспериментальном порядке работают три городские школы.
Каждый раз публикации на эту тему вызывают большой резонанс,
и не только в среде педагогов. Отклики самые разные –
от восторженных до злобно-раздражительных.
Один респондент пишет на сайте «АВ»: «Очень благодарен за статьи такого направления, однако хотелось бы познакомиться более детально с этой технологией», другой, не стесняясь в выражениях, рубит с плеча: «Ученики на этого Федора и его команду не иначе, как на прохиндеев, не смотрят. Так что прежде чем «свистеть», проверять надо!» Мы так и сделали — на деле проверили, как проходят уроки по технологии «Биоинформатика и синергетика».
М атематика в 8 «Б» классе
средней школы № 1. Пора-
зила, в первую очередь, сосредоточенная, напряженная работа всех учеников на уроке. Никаких лишних разговоров, записочек, самолетиков, приставаний мальчиков к девочкам. Дети были заняты решением задач, уравнений и ничем, кроме этого. Они свободно передвигались по кабинету, отвечали то хором, то индивидуально, умело оперируя математическими терминами. Учитель, не отвлекаясь ни на секунду, поддерживал рабочий ритм, давал задания, изредка корректируя работу школьников.
Урок проходил по карте «Тренажер» — закрепление пройденного раздела. В этой школе учителя не пишут поурочные планы, которые зачастую из года в год становятся формальной отпиской, а составляют ОСУД (основной способ учебной деятельности). По таким схемам, разработанным для каждого урока по точным наукам, даже самый отстающий ребенок может уверенно ориентироваться в теме. Автор письма, о котором я писала выше, утверждает: «Знаком я с его системой, развивает тупоумие, а также без того развитый у нас коллективизм-а-по-хренизм (простите за цитату). На разработку одного урока уходит несколько рулонов бумаги. Куда ее, в туалет?». Позволю себе не согласиться с уважаемым читателем. На разработку каждого раздела необходим один такой ОСУД и 2-3 карты с десятками задач разной степени сложности. Ученик сам выбирает задания нижнего порога сложности (госстандарт), промежуточного (более сложные задания) или верхнего (задания повышенной сложности), и за эту работу, соответственно, получает оценку. Составив самостоятельно ОСУД по разным темам, педагог в течение 20 лет может спокойно работать по ним. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока математики, физики, химики не изобретут новые формулы или не выявят новые законы природы.
Кроме карты «Тренажер» существуют карта «Алгоритм» (новая тема), карта «Биоинтернет» (отработка материала), карта «Логика» (применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, оригинальное решение задач), карта «Лидер» (развитие скоростных навыков в команде и умение работать в больших группах). При этом ожидаемый результат — умение найти свое место в группе и продуктивно выполнить задачу, быть готовым адекватно воспринимать успехи, неудачи, достоинства и недостатки окружающих.
Федор Вассерман, автор технологии, советует преподавателям уделять особое значение точным наукам, «гуманитарные, при развитой памяти, логике пойдут как по маслу». И качеству обучения в начальных классах. Это оправдано – ведь 70 процентов мыслительных операций формируется именно в начальной школе.
Большое значение придается развитию мышления детей. С 1 по 11-й классы на каждом уроке проходит тренировка по скорости счета, словарному запасу, логике. Так, математика в 8 «Б» началась с устного сложения. Тренер по скорости выходит к доске: «Скорость первая: 94, 86… скорость вторая… седьмая… девятая». Ребята быстро прибавляют к названному числу 1, 2… 7… 9. Так же проходит тренировка по вычитанию, умножению, делению. На гуманитарных предметах развивается словарный запас – дети должны запомнить от 7 до 21 слова.
— Первое время это было непосильной задачей – за одну минуту запомнить термины по литературе или истории, географии и так далее, причем в строгом порядке. Сейчас же дети запросто их воспроизводят, — говорит директор школы Жездыгул Муханова, которая детально объяснила мне основы технологии.
Кстати, по гуманитарным предметам разрабатываются другие карты, там нет ОСУДов. Используются карты «Устный урок-1», «Устный урок-2» и т.д. Работая по данным картам, учитель развивает у школьников основные виды мышления, коллективный творческий потенциал, стимулирует исследовательское начало детей.
Одна из форм письменной работы, проверяющей тематический словарный запас школьников, – эссе. За определенное время дети пишут небольшой текст на заданную тему. По количеству слов выставляется отметка. Инновационной является работа в группах. Класс делится на группы по три человека, в каждой тройке – «критик», «практик», «вдохновитель». Что интересно, ответ будет держать практик, на эту роль выбирают не самого сильного ученика. Вдохновитель и критик в ускоренном темпе (время ограничено) учат его, что и как отвечать. После ответа критик анализирует: в чем были допущены ошибки его группой, и почему.
Стоит отдать должное автору технологии – все шаги учителя и учеников расписаны посекундно, все продумано до тонкости: форма работы, система оценки, бонусы, дающие детям преимущества, взаимоподдержка учеников. Есть даже такое понятие, как биовремя класса. К примеру, на решение задач дается время «5 плюс 30» или «3 плюс 30».Учитывается реальное время работоспособности каждого класса. Как только первые пять учеников выполнят задание, прибавляется еще 30 секунд и работа завершается. По итогам работы те, кто выполнил задание верхнего порога сложности, пересаживаются на первый ряд – это группа «альфа», промежуточный порог – группа «бета» (второй ряд), нижний порог – «гамма» (третий ряд). Так называемые «альфисты» на следующих этапах становятся экспертами и проверяют работы одноклас-сников, также постоянно дети обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. В течение урока, выполняя разные задания, ребята пересаживаются то на один ряд, то на другой. На доске учитель констатирует – в группе «альфа», допустим, 5 человек, «бета» – 11, «гамма» – 5. Это свидетельство того, что справились с задачами на «4» и «5» 16 человек из 21. В идеале качество усвоения материала должно быть больше или равно 63 процентам. Только при этом условии учитель может приступать к новой теме. И так – по каждому предмету, на каждом этапе.
— За урок мы успеваем решить
от 30 до 40 задач, — говорит
учитель математики, она же главный технолог (завуч по методической работе) Гульден Унбаева, — при старом подходе это было невозможно. Я просто влюблена в технологию Федора Яковлевича Вассермана, так как она не только повышает качество обучения, но и развивает мышление детей, воспитывает их.
К ее словам присоединяется учитель физики Татьяна Буканева.
— Первое время было небольшое отставание, но мы быстро нагнали программу, а сейчас даже идем на опережение, — говорит она.
Что касается самоуправления… Об этом можно наговорить еще на одну газетную страницу. Мы уже писали, что в школах созданы министерства во главе с президентом.
— Из 771 ученика школы 500 задействованы в общественной работе. Верховный совет коллективного (то есть школьного) разума продумал устав, которому подчиняются и дети, и взрослые, — отмечает психолог СШ № 1 Марина Пузаренко.
И в один голос учителя утверждают: технопарк – это вообще находка для учителей. Три школы работают сообща, каждую неделю проходят открытые уроки. Если в прежние годы учитель месяцами готовил класс к посещению гостей, и в год в школе проходило не более 20 открытых уроков, то в этом году учителя только одной первой школы дали более трехсот по-настоящему открытых занятий, с замечаниями, прениями, высказываниями посетителей, учеников, автора технологии Вассермана через Интернет-связь прямо в ходе урока.
И последнее. Наш читатель пишет: «Хотят они во всех школах внедрять! Что за бред? Развалили высшую школу, за общеобразовательные взялись?! И так уже из последних сил дышат! Покончили они с поборами и вымогательствами. Брехня! Наших детей педалили, педалят и, если так дело пойдет, дальше будут педалить». Верно, товарищ, из последних сил дышат… И если ничего не предпринимать, а со стороны смотреть и критиковать, ничего у нас с вами не получится. Вдумайтесь – самый отъявленный хулиган, который правил бал в школе, стал министром внутренних дел. Ему, как взрослому, сказали: «Помоги». Вот что бы вы сделали на его месте?
— Федор Яковлевич Вассерман готовит из наших детей лидеров, управленцев, по-современному – менеджеров. Именно для того, чтобы в жизни их не «педалили» все, кому не лень. Разве это заслуживает осуждения? – говорят педагоги.
Орынбек БИСЕМБАЕВ, ученик 8 «Б» класса, министр образования и менеджмента СШ № 1: «Цель моего министерства – обучить лидеров в каждом классе, дать им начальные знания по менеджменту, научить работать с коллективом, ставить реальные цели, убеждать людей, доказывать свою точку зрения. Я читаю лекции на темы «Проблема и методы ее решения», «Составление бизнес-плана». Мы проводим мониторинг по качеству обучения школы, затем с отстающими выполняем соответствующую работу. За этот год я познакомился со многими ребятами из своей школы, других школ, работающих по новой технологии. Учиться стало намного интереснее, я чувствую, что стал лучше запоминать, могу анализировать, мыслить логически. Из дома я прихожу в дом, спешу в школу, ухожу поздно. Моя мечта – до 11 класса стать президентом школы».
Гульсым НАЗАРБАЕВА