В истории Казахстана Конституция принималась пять раз – в 1926-м, 1937-м, 1978-м, 1993-м и 1995-м годах. Каждая отражала определенные этапы развития казахстанской государственности — от национальной автономии до полной самостоятельности и суверенитета.
Конституция, принятая в 1995 году, юридически укрепила новый виток независимости страны. Посредством республиканского референдума 5 июня 2022 года были внесены изменения и дополнения. За эти годы мы убедились, что внесение изменений в Основной закон – это требование времени. Кстати, предыдущие изменения утверждались Парламентом, без прямого участия населения, нынешняя реформа проводилась посредством всенародного голосования. Это отражает общенациональный характер Конституции. При этом реформы, объявленные Президентом, являются долгосрочными и стратегическими, а не тактическими.
Поправки основаны на запросах граждан и будут реализованы в интересах всего общества. Изменения и дополнения разработаны известными юристами-правоведами и специалистами в области права. Конституционный совет дал положительную оценку их работе.
Все изменения и дополнения посвящены формированию правовой основы для следующих процессов:
1) радикальный переход от модели суперпрезидентского управления к Президентской республике;
2) перераспределение ряда властных полномочий;
3) усиление роли и повышение статуса Парламента РК;
4) расширение возможностей участия населения в управлении страной.
Конституционная реформа установила баланс и оптимальность отношений между ветвями власти и обеспечила максимальную самостоятельность института Президентства.
Глава государства должен стать незыблемым гарантом предоставления всем гражданам равных возможностей. По этой причине в статью 43 был добавлен пункт 4. В нем указывается, что «близкие родственники Президента не имеют права занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».
В отношении местных исполнительных органов власти полномочия Президента уменьшаются. Теперь Глава государства на альтернативной основе вносит на рассмотрение депутатов областных маслихатов и городов республиканского значения кандидатов на должность акима, то есть депутаты выбирают акима.
Как отметил Касым-Жомарт Токаев: «Новый Казахстан должен стать территорией справедливости», где будет поставлен решительный барьер родству и патернализму, коррупции и компромиссу». Эта норма преследует конкретные цели, а не популистские.
Количество Президентских квот в Сенате уменьшилось с 15 до 10. Пять из них представлены Ассамблеей народа Казахстана. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразован в Высшую Аудиторскую палату. Ее председатель два раза в год отчитывается перед депутатами Мажилиса. Институт государственного секретаря был преобразован в Институт государственного советника, который теперь занимается разработкой предложений и рекомендаций Главы государства.
В результате конституционной реформы значительные изменения претерпела законодательная ветвь власти. Благодаря этому роль и статус обеих палат Парламента значительно усилились. Как мы уже упоминали, Президент получает согласие Сената на назначение председателей Конституционного суда и Высшего Судебного Совета.
При крайней необходимости вводится порядок оперативного принятия законов. Для оперативного реагирования на ситуации, угрожающие жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, законопроекты, вносимые через законодательную инициативу Правительства, срочно рассматриваются на совместном заседании палат Парламента.
Основным законом закреплена норма о принадлежности земли и недр, воды, растительного и животного мира, других природных ресурсов населению. Право собственности осуществляется государством от имени народа.
Как уже отмечалось, предложены выборы депутатов Мажилиса со смешанной избирательной системой: на территории единого общенационального избирательного округа по пропорциональной системе, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.
Конституционный совет преобразован в Конституционный суд, по обращениям граждан он рассматривает соответствие нормативно-правовых актов, касающихся их прав и свобод.
Кроме того, нормы новой статьи 83-1 Конституции дают иммунитет Уполномоченному по правам человека. Он не зависит от каких-либо иных государственных органов и должностных лиц, не подотчетен никому. В своей работе может обратиться в Конституционный суд.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что реформа повысила шансы граждан на участие в управлении страной и фактически демократизировала политические
процессы.
Все вышеперечисленные важные меры всесторонне раскрывают направленность государства на сохранение независимости, укрепление единства народа республики, повышение социально-бытовых условий, здоровья, качества и уровня жизни казахстанцев.