128 потребителей пожаловались на нарушения в сфере розничной и электронной торговли с начала 2023 года.
15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей
Всего за январь-февраль в департамент торговли и защиты прав потребителей поступило 187 обращений.
Как отметил в ходе брифинга в РСК руководитель ДТЗПП Жумамурат Алдашев, ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Его проведение решением ООН приурочено к годовщине выступления американского Президента Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году.
Тогда он сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.
— Следует отметить, потребители не допускают нарушения своих прав и интересов только в том случае, если они сами стремятся быть грамотными. В целом результаты проведенного анализа нарушений прав и законных интересов потребителей показывают, что основными причинами возникновения подобных ситуаций являются, с одной стороны, правовая неграмотность граждан, с другой — ненадлежащее исполнение продавцом, изготовителем, исполнителем своих обязанностей, — рассказал руководитель ведомства.
По информации ДТЗПП, количество жалоб потребителей увеличивается с каждым годом. По итогам 2022-го департаментом рассмотрено 976 обращений потребителей, а за январь-февраль 2023 года – 187. Это на 60% больше, чем за аналогичный период минувшего. (За январь-февраль 2022 года рассмотрено 117 заявлений).
С начала января положительно решены вопросы 109 обратившихся, возвращены денежные средства на сумму 7,3 миллиона тенге. 15 обращений перенаправлены на рассмотрение в соответствующие компетентные госорганы.
Жалобы потребителей чаще всего касаются покупки товара. С начала года 128 потребителей пожаловались на нарушения в сфере розничной и электронной торговли.
Жумамурат Алдашев напомнил, что в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» установлено право потребителей на замену или возврат товара надлежащего качества и ненадлежащего качества.
Потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара заменить приобретенный товар надлежащего качества на другой и в случае отсутствия товара, необходимого для обмена, получить уплаченную сумму денег.
А если продан товар ненадлежащего качества, потребитель вправе по своему выбору потребовать следующее:
— соразмерное снижение закупочной цены;
— безвозмездное устранение недостатков товара;
— возмещение своих расходов на устранение недостатков в товаре;
— замену на товар аналогичной марки (модели, артикула);
— такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пересчетом покупной цены;
— расторгнуть договор и вернуть денежную сумму, уплаченную за товар.
Сергей ТРАВКИН