В нашей стране артисты и музыканты получают зачастую билет на большую сцену, лишь обретя некоторый опыт на тоях и всякого рода торжествах. Что заставляет их начинать свой творческий путь со свадебных площадок? И почему профессионалы высокого уровня вынуждены демонстрировать искусство жующим зрителям?
В нашей стране той-бизнес превратился в огромную cферу финансового entertainment, и любой каприз гостей можно исполнить за кругленькую сумму заказчика. Именно благодаря участию на тоях некоторые личности становятся известными на весь город и даже страну. В основном это удел тех, кто не смог получить музыкального образования и работает на этом поприще лишь благодаря собственным природным способностям. Но есть и те, кто, имея высшее музыкальное образование, хорошие вокальные данные, уходит в той-бизнес. Почему?
На эту тему много дискуссий в соцсетях. К примеру, такие:
«Почему сейчас молодые ребята оканчивают консерваторию, и мы получаем свадебных музыкантов с высшим образованием?» …
«Мне всегда было интересно знать. Мы, музыканты, учимся больше 20 лет, наше обучение стоит целое состояние. Почему люди просят спеть на их мероприятии бесплатно? Типа БЕС заплатит?»…
«Если вы не уважаете труд музыканта, относитесь халатно и неуважительно к его творчеству, то лучше совсем не обращайтесь!».
Эти мнения заставляют задуматься. Чтобы разобраться в ситуации, я решила отправиться к местным музыкальным экспертам Дине Ниязовой, Бакытбеку Зейнелову и Аймурату Мажикбаеву. Они тоже имеют немалый опыт работы в той-бизнесе, но при этом продолжают заниматься музыкой на профессиональном уровне.[divider]
От фанеры до Скриптонита
Преподаватель, пианистка, концертмейстер Актюбинского музыкального колледжа имени К. Жубанова Дина Ниязова считает:
— В шоу-бизнесе мало людей с музыкальным образованием. В 90-е годы было трудное время, мы готовы были за еду играть. При поступлении в консерваторию мне близкие сразу сказали: «Ты сумасшедшая! Зачем тебе это надо?». Я прекрасно понимала: на этом не заработаешь, но музыкальное образование получила, чтобы в своей сфере быть на плаву и элементарно вносить профессиональную лепту в хорошие проекты. Если я была бы просто тойским музыкантом, мы бы сейчас с вами не разговаривали.
Есть у меня знакомые профессионалы, они рассказывают, что, когда артисты собираются в тесном кругу, то те, кто красиво снимаются в клипах и якобы поют, за столом и рта раскрыть не могут. Скромничают и честно признаются, что на этом только зарабатывают, без всякой цели вносить что-то светлое, позитивное.
Сейчас культурная планка у населения низкая, наверное, это идеология всей страны. И, надо сказать, не все музыканты с высшим образованием уходят из своей среды в той-бизнес, они могут ощущать себя комфортно в двух направлениях, могут снизойти до этого уровня и петь то, что народ хочет слышать, при этом совершенно не надрываясь.
В наших ресторанах в основном поют самоучки. Это вполне объяснимо, многие заказчики хотят обойтись малыми тратами и набирают кого попало. Иногда прихожу в некоторые из них и понимаю, что не могу это слушать. К исполнению артистов под фонограмму отношусь плохо. Но если технически спеть невозможно, то искренне понимаю, потому что у нас нет ни одного профессионального звукорежиссера в городе, кроме Славы Голубева. Звукорежиссер — человек, который отучился, знает физику, структуру, свойства звука. А у нас ставят максимум связиста, и он только знает, как воткнуть провода.
Зачастую наши музыканты вынуждены выходить на сцену под плюс, потому что не позволяет аппаратура. А на студии ему идеально сделают красивый тембр, вокал, подпевки. У меня, к примеру, обучается девушка, она работает в акимате, хочет научиться играть на фортепиано. Многие не могут понять, зачем это ей? Но, как сама она признается, это способ внутреннего наполнения души.
Другая тенденция — растет молодежь. Они идут в ногу со временем, видят самые последние веяния моды, колесят по миру, а потому медленно, но верно меняются и представления общества о достойном мероприятии и музыке. Как-то раз мы с сыном обсуждали музыку рэпера Скриптонита. Мне было интересно, в чем его секрет, как он записывает песни. Проанализировала. Самое интересное, что он грамотный музыкант и артист, дотошный, подходит к музыкальному продукту продуманно и серьезно. Что касается текстов — тут я пас, поднимаю руки, мне это не близко. Увы, кроме песни «Ламбада», ни один трек запомнить не смогла. Есть еще один момент. Особенность казахстанских заказчиков в том, что многие из них начинают с фразы: «Давай!». А узнав стоимость выступления и сложности его приглашения, снижают свои запросы до уровня российских звезд — тех, что подешевле, которые к нам приезжают и отменяют концерты.[box type=»shadow» ]Кстати
Приглашение артиста средней величины на той обойдется в пару тысяч долларов. Расценки таких звезд, как Кайрат Нуртас, Ерке Есмахан, Макпал Исабекова, стартуют от 5 тысяч долларов.[/box] Профессионалов не хватает
Как говорится, нет казаха без домбры. Спутницу музыканта Великой степи можно услышать не только на торжественных мероприятиях, но и на тоях. Кавалер ордена «Құрмет», отличник культуры РК и руководитель фольклорного ансамбля «Достық сазы» Бакытбек Зейнелов поделился мнением о том, что отличает профессионала от любителя. Во время игры на домбре очень важна техника обеих рук. Искусство казахского кюя — это, действительно, профессиональная музыка, несущая глубокую философию и мироощущение. С помощью кюя наши предки видели и слышали мир. Фальшивую игру на домбре всегда можно понять и услышать, потому хорошие домбристы на счету, профессионалов не хватает.
Как признался Бакытбек, на свадьбах он тоже выступал, но сейчас из-за преподавательской деятельности и ансамбля катастрофически не хватает времени.
Артистов, исполняющих под фонограмму, он не приветствует, говорит:
— Не люблю плюс, потому что я сам аранжировщик.
На вопрос о цене музыкальных услуг для заказчиков частных компаний ответил, что сумма варьируется от 50 000 до 200 000 тенге.
Фольклорный ансамбль «Достық сазы» с участием Бакытбека сделал аранжировку песни «Любовь уставших лебедей» из репертуара Димаша Кудайбергена. Они использовали баян и перкуссию для создания необычного звучания мелодии. В социальной сети Instagram ансамбль получил теплые отзывы от Игоря Крутого и поклонников Димаша.[divider]
Рестораны, а не театры
Певец, композитор Аймурат Мажикбаев, написавший 17 песен: «Туған жер», «Аққуым», «Сағынышым — Анашым», «Ақтө-бем — ару қалам», «Асыл аға», «Балапаным», говорит:
— Вопрос о высоком искусстве актуален во все времена, но надо начинать с вопроса: хорошо ли живет само население?
Глядя на многочисленные рестораны, которые строятся в городе, проведение пышных свадеб, можно сделать вывод, что люди способны позволить приглашать культовых артистов, и это радует. Той-бизнес — это тоже площадка, где артист может заявить о себе на широкую публику. Если той и остался в нашей стране как замена концерту, то изменилось его качество. Сейчас замечаю, что народ интеллектуально выше самого ведущего и способен различить некачественное исполнение. Поэтому надо уметь достойно себя показать. Иногда бываю в гостях, слушаю казахские песни и замечаю низкий уровень исполнения.
А насчет той-бизнеса, это целая конкуренция. Для многих самое главное в жизни — это той, и как же он может быть хуже, чем вчерашний, у соседа? Поэтому той процветает и помогает музыкантам, исполнителям зарабатывать. Но сталкиваюсь с тем, что в филармонии, к сожалению, не хватает хороших домбристов и других инструменталистов.
А чтобы люди были высокоинтеллектуальными с детства, надо помочь любить культуру и искусство. Необходимо водить детей в театры и на концерты, учить говорить «спасибо» и «пожалуйста», уметь отличать Баха от Моцарта, танцевать и петь, уступать место старшим, помогать друзьям, пламенно любить жизнь и многое другое. Досадно будет, если дети вырастут невоспитанными.
Был в Мангыстауской области на свадьбе, у них другой менталитет. Они предпочитают национальные игры, танцы без демократичных развлечений. А то бывает, иногда сидишь на свадьбе, а там звучат неприличные анекдоты или игры, которые не всем могут подойти, а в зале сидит четыре поколения.
На мой взгляд, люди все равно устанут от массовых развлечений и захотят культурно обогатиться, посещая филармонии, театры, библиотеки.
В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом и продвижением становятся конкурсы песен, такие как «Superstar.kz», «Азия дауысы», «Голос» и другие телевизионные республиканские и зарубежные проекты. Но туда еще нужно пробиться, а это тоже большой труд. Наверное, поэтому многие таланты поют на тоях в надежде, что кто-нибудь из агашек заметит и продвинет, помогая финансами.
Алина ИМАМБАЕВА
Видеокадр с видеохостинга YouTube