Талантливая певица, которую в Европе именуют как «моцартовскую», Толкын Забирова поделилась с читателями «АВ» секретами своей творческой и семейной жизни. В Актобе звезда приехала не с концертной программой, а в качестве члена жюри творческого конкурса «Страна мастеров».
— Вы такая разноплановая личность: вы и певица, вы и декан факультета Национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Наравне с преподаванием успеваете готовить сольные программы, участвовать в жюри на разных проектах, выступать с номерами в театрах Европы. Как вам все это удается?
— Я вообще-то кандидат искусствоведения, профессор академии и уже, слава Богу, не декан. Считаю, творческий человек должен заниматься только творчеством. Но когда у тебя есть какие-то административные обязанности, обязанности руководителя — все это очень сильно отвлекает от главного в твоей жизни предназначения. А мое предназначение, прежде всего, быть мамой, потом певицей и, конечно же, женой. В этом плане мне всегда сложно что-то сказать. У меня все это происходит автоматически. К тому же с детства меня приучили не лениться. Поэтому выпасть из рабочего ритма как-то сложно.
Да и чем мне еще заниматься? Я пою, организую концерты, выезжаю на гастроли, дети мои растут. Хорошо, что с нами есть моя мама, которая всегда накормит, приготовит чистые рубашки к школе. Благодаря ей мои дети всегда чистые и опрятные.
— Расскажите о своей семье. У вас же трое сыновей?
— Да, три прекрасных мальчугана. Старшему, Шахрияру, уже двенадцать, Дияру — десять, а самому младшему, Санжару, — восемь. Мой муж Сафар Бабаев — личность довольно известная в шоу-бизнесе Казахстана. В культуре работает свыше тридцати лет. Для артистов он очень уважаемая и знаковая фигура, так как многим из них он помог обрести имя.
— Тяжело воспитывать троих мальчиков?
— Если бы между ними была хотя бы одна девочка, я готова была бы родить и пятерых детей. А еще лучше — двух дочек. Мне тогда было бы гораздо легче.
— Значит, планируете четвертого?
— Это вопрос на засыпку (смеется).
— Ваши поклонники не перестают удивляться, как вам удается так прекрасно выглядеть?
— Секрет прост. Я же мама троих детей. Воспитание сыновей требует немало сил и энергии. А может, все дело в моей конституции. Моя мама и бабушка — обе были стройными.
— Вас часто приглашают в жюри на разные проекты. Вот и сегодня в Актобе вы приехали с такой же миссией. При прослушивании выступающих на что, прежде всего, обращаете внимание?
— Приглашают часто, потому что я стараюсь оценивать объективно. Нет, я даже такая есть — справедливая, честная. Я всегда говорю то, что вижу и слышу. Вот сегодня, к примеру, на сцене выступало немало достойных кандидатур. Есть и голос, и умение держаться на сцене. Но мы выбирали не участника Евровидения. Поэтому критерии были немного другие. Хотя, признаюсь честно, была поражена тем, что люди, работающие на такой сложной работе, еще находят время заниматься творчеством. Это похвально. Во время выступлений были моменты, когда меня пробирали слезы. Сегодня я убедилась, насколько творчески одаренными могут оказаться люди самых разных профессий.
— А почему вам претит называться эстрадной певицей? Сегодня на творческом конкурсе вы дали это понять окружающим.
— По окончании Алматинской консерватории я стала концертно-камерной певицей. В этом жанре я себя больше и проявляю. В нашей стране, к сожалению, этот жанр еще не скоро будет популярен. Как, к примеру, в небольших европейских городах, в которых я часто бываю на мастер-классах. Когда-то я получила предложение ангажироваться в Берлинский театр. Но вместо блистательной карьеры, которая мне светила в будущем, я предпочла тогда рождение третьего ребенка.
Сегодня мне приходится больше работать как эстрадной певице. Хотя я очень не люблю, когда меня называют именно эстрадной певицей, потому что это не совсем мое. Я певица кроссоверного плана, совмещающая классику с эстрадой. Я понимаю, что петь в чистом виде классику очень сложно, поскольку у нас нет еще подготовленного зрителя. А петь только эстраду — это против моих принципов, моей школы и образования. Сейчас на моих концертах одним из блоков всегда присутствует стилизованная классическая музыка.
— Как вы относитесь к вокальным шоу, которые проходят в России, Казахстане. Действительно ли это стартовая площадка для молодых исполнителей?
— Я считаю, что они имеют право на жизнь. В свое время в Алматы прошел конкурс «Суперстар. KZ». После него появилось много достойных исполнителей. Каждое шоу должно заканчиваться чем-то грандиозным, а не просто какими-то обещаниями. Это мое личное убеждение.
— Над чем вы работаете сейчас?
— Сейчас я езжу по городам, отбираю талантливую молодежь. До нового года у меня расписан каждый день. В феврале у нас запускается новая программа, которую я сейчас не стану оглашать. Вообще, я не люблю говорить о своих планах наперед. Моя позиция — лучше сначала сделать, а потом заявить об этом. Есть мысли поработать с некоторыми композиторами, которых я раньше обходила.
— Выбирая молодые таланты на проектах, не возникало ли желание стать продюсером, самой раскрутить какую-нибудь звездочку эстрады?
— Нет, мы с супругом этот этап уже прошли. У меня супруг самым первым поднимал шоу-бизнес. Но выступал он больше в образе серого кардинала. Сейчас он занимается только мною. Мне бы сейчас хватило сил, чтоб поднять своих пацанов. Воспитать, дать им образование и самой при этом не состариться (смеется).
— Вы нечасто мелькаете на местной сцене…
— Я больше работаю с Москвой и Питером. За использование моих композиций ежемесячно получаю от них больше, чем мне обещают здесь, в Алматы. Как-то один мой знакомый оказался в Америке. В одном из русских ресторанов он услышал песню в моем исполнении. Причем музыку исполнял живой оркестр. Когда он рассказал об этом случае, я была приятно удивлена такой популярностью. Хотя не могу сказать, что я мега-популярная звезда.
— А сами пишете песни?
— Нет, одно время пыталась писать музыку. Но поняла, что, даже будучи профессиональным музыкантом, очень сложно написать музыку и не стать плагиатором. Сейчас появляется очень много пустых песен. Когда мне приходят такие, я их просто откладываю в сторону. Считаю ниже своего достоинства петь песни, которые не передают ничего.
— Какую музыку любите слушать?
— Только классику.
— Вы исполняете песни на многих языках. А сами знаете эти языки?
— Я пела на китайском, индонезийском, испанском, итальянском, французском, но этих языков не знаю. У меня очень хороший прононс. Когда я была в Париже, консул подошел к переводчику и поинтересовался: «По-моему, эта девушка нас обманывает. Она ведь знает французский и просто подслушивает наши разговоры». Почему консул ошибся? Если я берусь исполнять песню на чужом языке, я стараюсь поработать с носителем этого языка, чтобы мне поставили произношение. Одно дело, когда я услышала своим музыкальным слухом, но есть ведь свои внутренние закономерности языка, которые мы не имеем права обойти, это неуважение к самой песне. Самым сложным для меня оказался английский язык. Я его учила в школе, работала над ним в консерватории, с супругом учила по электронным книгам. Но как-то не получается он у меня. А так, я говорю только на двух языках.
— С кем хотелось бы спеть в дуэте?
— Мне очень приятно было бы спеть с камерным певцом Алибеком Днишевым. У меня принцип: работать не столько со звездой, а чтобы были созвучны голоса. Поэтому Алибек Мусаевич — самая достойная кандидатура для меня на сегодняшний день.
Записала Айжан ШАУКУЛОВА.
Фото Максима ТОКАРЯ