Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Традиционный ислам СЛУЖИТ единству и сплоченности

Вчера в Астане начал свою работу IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Накануне очередной встречи в столице Казахстана представителей различных конфессий председатель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) и Совета муфтиев Центральной Азии, Верховный муфтий, шейх Абсаттар хаджи ДЕРБИСАЛИ дал интервью республиканской газете «Казахстанская правда», которое с небольшими сокращениями мы предлагаем вниманию наших читателей.

— Уважаемый Абсаттар хаджи, сегодня, наверное, уже никто не будет спорить, что религия является важнейшим фактором в жизни каждого общества и каждого человека…

— Без истинной религии и веры невозможно сотворить и истинной культуры. История показывает, что государства, недооценивавшие роль религии, какими бы величественными ни казались, существовали недолгий век. Не случайно в истории человечества ислам занимает особое место. Эта религия являет собой неиссякаемый источник жизненной мудрости для познания окружающего мира.

О научных открытиях, сделанных учеными разных стран, в священном Коране уже было сказано полторы тысячи лет назад в виде откровений, ниспосланных Творцом. Исламский путь, избранный нашими предками, во все времена призывал только к дружбе и единству, имел большое воспитательное значение.

Вспомните, казахский народ никогда не вел завоевательных войн, мужчины брали в руки оружие, только когда защищали свою землю от вторжений врага. За прошедшие века ислам проник в культуру и традиции нашего народа. Многие казахские обычаи, например, проводы невесты (кыз узату), рождение ребенка (шилдехана), перерезание пут (тусаукесер), обрезание (сундет той), 40 дней после рождения ребенка (кыркынан шыгару) и другие, гармонично сочетают народные традиции и мусульманское миропонимание. Казахские пословицы — «Бойся сына, выступающего при живом отце; бойся дочери, говорящей при живой матери», «Почитание старших, уважение к младшим», «Женщина, встающая с рассветом, выполняет на одно дело больше других; мужчина, встающий спозаранку, удачливее других» — полны глубокой мудрости и наблюдательности, имеют огромное воспитательное значение и соотносятся с этикой ислама.

С точки зрения опыта сегодняшней цивилизации, мы видим, что исламская религия является одним из уникальных явлений, оказавших значительное влияние на человеческую историю. К сожалению, сегодня появляется много новых идеологий, обещающих всеобщее благоденствие, однако они одна за другой терпят фиаско. Исламское вероучение, напротив, год за годом притягивает интерес мира, открывая новые горизонты познания.

— Что явилось первым божественным проявлением для мусульман?

— Самой важной волей Всевышнего Творца стал Священный Коран, где сказано: «Читай!» И по этому повелению мусульманская умма устремила свои усилия на осмысление этой Вселенской книги. В результате появился ряд исламских учений, подобных кираату, тафсиру, хадису, фикху, каламу и другим.

Таким же образом мусульмане развили разнообразные науки — медицину, математику, астрономию, химию, философию, историю, географию и многие другие. В период правления халифов Харуна Рашида (753-809 гг.) и Мамуна (786-833 гг.) стремление мусульман к знаниям и их способность к научным открытиям уже далеко опережало весь остальной мир. В каждой сфере исследований есть выдающиеся имена, получившие общемировое признание. В одном интервью всех не перечислить, это займет много места.

Если заглянуть в историю, то мы станем свидетелями того, что мусульмане делали научные открытия гораздо раньше, чем представители Запада.

Приятно осознавать, что наши предки на протяжении веков также жили исламскими ценностями, тесно увязывая их с традиционным бытом. Они хранили согласие и мир, словно пальцы одной руки, поэтому религиозного разногласия в Казахской степи не существовало. Народ придерживался одного мазхаба (религиозной школы). Совершали ли люди намаз, читали ли Коран, проводили ли ладонями по лицу, произносили ли ду’а (молитву), перебирая четки, никто не позволял себе кого-либо поучать или одергивать, вроде: «Как ты это делаешь?!», «Это неправильно, ты заблуждаешься!», «За это Аллах тебя накажет, гореть тебе в аду…» Во все века старшее поколение передавало молодым мусульманские ценности посредством воспитания, обучения и национальных традиций. Люди, плохо разбиравшиеся в законах шариата, без веской на то причины в религиозные тонкости не вмешивались. Считалось непреложным правилом, что обучать и проповедовать могли в основном знающие имамы и муллы. Народ чтил Священное Писание и уважал людей, которые совершали намаз.

— Однако веками устоявшийся мирный быт казахов прервала советская власть, которая перевернула новые, в том числе и трагические страницы в народной судьбе.

— В итоге в Казахстане были искусственно возведены жесткие ограничения для существования исламской религии. Мечети разгромили, а людей, произносивших имя Всевышнего, стали преследовать. Наступила эпоха атеистической бездуховности. Однако казахский народ, какие бы ни испытал лишения, каким бы гонениям и репрессиям ни подвергался, смог сохранить истинную веру в своем сердце. Творец всему поставил предел, и советская власть, в течение 70 лет сеявшая нетерпимость к религии, в конце концов канула в небытие, оставив после себя духовный вакуум.

Но природа не терпит пустоты, и вакуум стал заполняться некоторыми нетрадиционными течениями, среди которых были даже деструктивные.

Тем не менее, в первые годы независимости никто не придавал значения тому, что вместе с обретением свободы вероисповедания было приобретено и множество современных проблем. Например, каждый гражданин получил право, невзирая на некомпетентность в религиозных вопросах, не только открыто высказывать свое мнение, но и вести пропаганду своих религиозных идей. В конечном итоге в СМИ стали появляться люди, ведущие полемику на духовные темы, хотя сами толком даже не знакомы с Писанием. Вследствие этого не только в Центральной Азии, но и в мировом информационном пространстве часто проявляются недостойные исламского вероучения действия.

— Что в связи с этим предпринимает Духовное управление мусульман Казахстана?

— Наше управление и все мечети, находящиеся в его ведении, строят свою повседневную деятельность строго на основе ханафитского мазхаба и в соответствии с акидами (вера, убеждение, мировоззрение) имама Матуриди, которых традиционно придерживались наши предки. А это в итоге означает работу на укрепление единства и сплоченности народа.

Когда мы говорим о традиционном исламе, то перед нами предстает праведный путь, изначально предначертанный нашим досточтимым пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) и проторенный гениями духовной мысли. Если сегодня четверть населения планеты составляют мусульмане, то большая их половина находится именно в ханафитском мазхабе, которого придерживаются и мусульмане Казахстана. Именно в этом заключается один из главных секретов того, что в течение многих веков Центральная Азия и Казахстан свободны от религиозных разногласий. Усилия нашего управления как раз и основываются на сплочении мусульман страны вокруг ханафитского мазхаба.

— Возникают ли перед вами, Абсаттар хаджи, как руководителем главного центра мусульманской духовности в Казахстане, какие-либо трудности при решении задач?

— ДУМК — это общественное объединение и является одним из сотен религиозных управлений Казахстана. Это означает, что государство самоотстраняется от финансирования исконной религии наших предков. Сколько аульных и районных мечетей в регионах остаются без внимания местных властей, без отопления и воды, а имамы — без заработной платы.

Разумеется, перед муллой, который не получает никакого жалованья, большие задачи не поставишь. Приходится быть благодарным за то, что он исполняет самые что ни на есть жизненные обязанности: исполняет жаназа намаз над умершими перед погребением, возглавляет групповые намазы и другие уставные молитвы для местного населения. Молодые и грамотные специалисты неохотно едут на периферию. Причина все та же — нет зарплаты, крыши над головой и других удобств. Понятно, что для решения назревших вопросов нужна соответствующая программа государства.

Со своей же стороны, чтобы как-то исправить ситуацию, ДУМК недавно открыло благотворительный фонд «Закят». Как известно, одним из пяти столпов ислама является закят (это налог с имущества состоятельных людей в пользу бедных; был сделан обязательным для мусульман во втором году хиджры). Сегодня этот фарз (обязанность) каждый выполняет по собственному разумению, а некоторые мусульмане даже и не подозревают о его существовании. Поэтому ДУМК поставило для себя цель усилить пропаганду исламского вероучения, а также выделять зарплату муллам и имамам в отдаленных аулах за счет благотворительных средств, а также из закята.

В нашей стране ислам, наряду с другими традиционными религиями, успешно развивается. Это замечаем не только мы, но признают наблюдатели из других стран.

Радует также, что в последние годы Курбан айт стал отмечаться как самый большой мусульманский праздник. От имени ДУМК и при непосредственной поддержке Главы государства (Да хранит его Аллах!) этот великий праздник объявлен выходным днем. Считаю, что это тоже реальный вклад в процветание нашей истинной религии.

В июне прошлого года на Всемирном исламском экономическом форуме в Астане Нурсултан Абишевич по поводу нынешнего положения исламского мира сказал: «Мусульманский мир, составляя пятую часть населения планеты, далеко не соответствует своему потенциалу в сфере экономики».

Президент страны также отметил: «Все мы знаем, что исламская религия проклинает терроризм. Сказать «знаем», я думаю, недостаточно. Религия предков не просто против терроризма, а вообще выступает против всякого насилия. Поэтому мы должны дать отпор действиям различных радикальных группировок и организаций внутри страны, прикрывающихся религией».

— Уважаемый муфтий, что необходимо предпринять, на ваш взгляд, для решения этой действительно серьезной проблемы, которую в своих выступлениях затрагивает Президент республики?

— В первую очередь требуется укрепление позиций традиционной веры. Невозможно добиться высоких целей, к которым призывает Нурсултан Абишевич, если нет единства и сплоченности среди мусульман. Исламская религия дает возможность глубоко осознать понятие ответственности. Проявлением такой же огромной ответственности руководства Казахстана в деле укрепления всеобщего согласия и мира являются организация и проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Миротворческий процесс, начатый Президентом Нурсултаном Назарбаевым, становится истинным гарантом многоуровневой безопасности не только Казахстана, но и мирового сообщества. С полным правом можно говорить, что миротворческая миссия стала отличительной характеристикой нашего суверенного государства.

Согласно правилам ханафитской школы, правоверным мусульманином является не тот, кто строго исполняет правила, установленные много веков назад и давно ставшие неприемлемыми для современной жизни. Истинным мусульманином ханафитская школа признает того, кто уверовал в единство Всевышнего Аллаха и признал пророчество Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) правдивым, поверив в это всем сердцем и провозгласив это своими устами. Данное утверждение вновь подтверждает, что ислам — это совершенное вероучение, которое продвигает передовую мысль человечества и поддерживает высшие образцы культуры! Да укрепит Создатель единство и сплоченность нашего народа! Аминь!

Раушан ШУЛЕМБАЕВА

Колонка "Взгляд"