Февральские бураны стали настоящей проверкой для разных служб нашего региона.
На хромтауской трассе в те дни образовались огромные заторы, стояло до трех тысяч большегрузных автомобилей, движение практически парализовалось.
Почему и кем был допущен этот сбой в транспортной системе? Как предотвратить подобные ситуации? Чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы, корреспондент «АВ» выехал в дорогу.
Работали круглосуточно
Некоторые старожилы утверждают, что такого затяжного бурана не было лет десять. Кто-то считает, что еще больше, но как бы то ни было на нашей памяти такой транспортный коллапс мы видим впервые. Чтобы понять его масштабы, приведем лишь цифру из официальной статистики. За несколько дней работниками филиала ТОО «КАЖсервис» из снежного плена было вызволено свыше 1 000 автомобилей, а совместными усилиями госорганов и дорожников были спасены жизни десятков людей. Сотни полицейских, спасателей, врачей, волонтеров, рискуя жизнью, вызволяли из снежного плена граждан и их транспорт, оказывали медицинскую помощь, обеспечивали горячим питанием и водой.
— Выражаем благодарность акиму области за оперативное руководство и мобилизацию всех ресурсов, акимам районов, руководству филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол», волонтерам. Разумеется, и нашим работникам, которые самоотверженно трудились в круглосуточном режиме. Помог действовать в такой сложной обстановке объявленный властями режим ЧС, — отметил директор филиала ТОО «КАЖсервис» Рахат Сыдыков.
Фуры из соседней страны не готовы к нашим зимам
В минувшую пятницу, когда стихия немного поутихла, мы с представителями этой компании выехали на хромтаускую трассу. На выезде из города стояли патрули дорожной полиции. Представились и взяли разрешение фотографировать дальнобойщиков. Полицейские пропустили, предупредив, чтобы далеко не уезжали. Остальные легковушки стражи порядка разворачивали: вечером опять прогнозировался буран.
Первая остановка — кемпинг «Батыс Жер». Вокруг стоянки скопилось более двух десятков фур. Часть из них сломалась, некоторые ждали своей очереди на выезд. Один из них — водитель автовоза Александр — поделился, что в пять утра приехал из Хромтау, выгрузился в Актобе.
— Дорогу впереди перекрыли, очищают трассу. Планируем завтра утром выезжать в Карабутак и далее — в Костанай. Главное сейчас — доехать до Карабутака, оттуда полегче уже, — сказал мужчина.
Другой дальнобойщик Евгений оказался более категоричным. Его брат выехал из Актобе пять суток назад и только сейчас добрался до Хромтау.
— Сами представьте, столько времени находиться в дороге: ни покушать, ни согреться, ни помыться, — вздохнул он. — Возле кемпинга хоть есть кафе и магазины, в этих заведениях мы как свои уже.
Одной из причин заторов дальнобойщики называют неопытность (в зимних условиях) водителей из Узбекистана.
— Они неподготовлены к нашим суровым погодным условиям. Например, на их машинах нет подогрева на баках с соляркой, она мерзнет и фуры попросту встают. Кроме того, водители не сталкивались с таким гололедом, у них нет опыта подъема на скользкую возвышенность. Это также сильно тормозит процесс. Хорошо хоть работники дорожных служб смогли разобраться с затором. К ним, кстати, претензий никаких, они пахали сутками напролет, мы это сами видели, — говорит напарник Евгения Дмитрий.
Узкое горлышко
Можно, конечно, все проблемы списать на критические погодные условия. Это ни в коем случае не будет лукавством, так как данный фактор первостепенный. Но если на ситуацию смотреть шире и глубже, то, помимо природы, основных причин несколько.
Первая — это чрезмерная нагрузка на этот злополучный участок Актобе –Хромтау — Карабутак. Его пропускная способность — 3 000 автомобилей в сутки, на деле доходит до 15 000, даже зимой. Особенно стоит отметить, что из всего потока немалую долю занимает большегрузный транспорт. Этот отрезок международной автодороги Западная Европа — Западный Китай — нечто вроде узкого горлышка, которое и замедляет движение.
Вторая причина — состояние дорожного полотна. Сданная в эксплуатацию в 2005 году дорога служила верой и правдой, считалась лучшей в нашем регионе, но сейчас изношена полностью. Ввиду предстоящего строительства новой трассы первой категории старой уже не уделяют такого внимания. Из-за этого скорость транспортного потока также сильно снижается. Легковым автомобилям сложнее обогнать автобусы, грузовики, и фуры сбиваются в кучу, образуя пробки.
Резюме
Основные причины транспортного коллапса на трассе Самара – Шымкент:
интенсивный поток автомобилей, включая большегрузы;
низкая пропускная способность автодороги;
физическая изношенность трассы;
множество подъемов, которые при гололеде не дают грузовым автомобилям и фурам подняться вверх;
технические неисправности автомобилей: шины со стертыми протекторами, летняя солярка;
нехватка или отсутствие дорожной спецтехники;
нехватка дорожных рабочих и специалистов.
Третья категория нам не подходит…
Но даже эти причины меркнут перед фактом, что сама трасса довольно узкая. Только лишь на выезде и въезде в Актобе есть где развернуться, там 30 километров двухполосного движения. Далее идет одна полоса, вся покрытая выбоинами и колдобинами. Проблема заключается в том, что любой большегруз сложно оттеснить к обочине, чтобы он не мешал движению.
Выше упоминалось, что в условиях гололеда и буранов для грузовиков и фур подъем на высоту становится настоящим непроходимым квестом, а на хромтауской трассе несколько таких участков.
— Мы регулярно подсыпаем эти отрезки песком или противогололедной смесью, — говорит главный инженер АОФ ТОО «КАЖсервис» Абылай Кыдыров, — но этого бывает недостаточно, потому что зачастую шины большегрузных автомобилей изношенные, со стертыми протекторами. Такие хоть от переднего бампера до заднего крыла осыпь песком, не поможет.
Выходом из ситуации видится ускоренная реконструкция автодороги. Пока по плану стоит 56 километров в этом году. Правда, это вовсе не означает, что к концу 2024-го мы получим первоклассное покрытие. Строительство в лучшем случае займет года три.
С введением в строй новой трассы решатся сразу пять вопросов: она расширится с 6,5 до 15 метров, увеличится пропускная способность, допустимая нагрузка, исчезнут спуски/подъемы, расширится обочина с 2,5 до 3,75 метра. Все вышесказанное предусмотрено дорогой первой категории, которая запланирована к реконструкции. Напомним, сейчас этот участок имеет третью категорию.
Все факторы сложились воедино
Еще одним фактором, негативно повлиявшим на транспортный коллапс в нашей области, стала нехватка и даже отсутствие необходимой спецтехники, дорожных специалистов и рабочих. Эти вопросы не раз поднимались на местном и республиканском уровнях, но пока ситуация разрешается медленно.
Чтобы понять, в чем конкретно это выражается, необходимо знать прямые функции дорожных и дорожно-эксплуатационных организаций. Например, ТОО «КАЖсервис» отвечает за ямочный ремонт автодороги, очистку от снега и заторов. По нормативам филиал товарищества должен иметь 257 единиц техники, а на деле — менее ста. Приведем аналогию: не может же футбольная команда успешно выступать с шестью игроками вместо одиннадцати. На каждый трактор, бульдозер или шнекоротор необходимы специалисты и рабочие, которые технику обслуживают. В авральные дни такая нехватка особенно заметна, отсюда и критика со стороны водителей, которые снимают негативные ролики и закидывают в соцсети. У них своя правда.
— Спасибо волонтерам, помогали нам, пока тут стояли. Местным властям, дорожникам тоже спасибо. Мы понимаем, что не хватает техники, людей, делают все, что могут. Но и вы нас поймите: мы перевозим грузы, способствуем развитию экономики. Хорошо хоть наш товар не скоропортящийся, но за простой с нас высчитывают деньги. Я, конечно, не приветствую тех, кто все снимает на видео и скидывает в интернет. Но одного не пойму: неужели нельзя разом закупить всю технику, разом построить хорошие дороги? — вопрошает дальнобойщик Закиржон.
Другой важный момент — вставшая на дороге техника. Причины могут быть разными — от лопнувшей шины и замерзшего топлива до технической поломки и ДТП. По правилам эксплуатационная компания должна отодвинуть на обочину застрявшую технику. Но что делать, если техника большая, а обочина узкая? Или вообще машина с длинным кузовом свалилась в кювет? Приходится буксировать, но техника, предназначенная для этих целей, попросту у КАЖсервиса отсутствует. Вот и приходится им тащить большегрузы тракторами и бульдозерами, насколько это позволяют лошадиные силы. Немало таких фур, которые может вытащить только тягач. Их уже нужно запрашивать в ДЧС, а это драгоценное время.
Асхат КАЛЖАНОВ
Фото автора и из архива «АВ»