Казахстан укрепляется в качестве связующего звена между Европой и Азией. Для этого у страны есть главное: выгодное для логистики географическое положение. В ближайшие пять лет будет расширена наземная транспортная инфраструктура и упрощено администрирование транзитных перевозок. Все это, по мнению не только казахстанских, но и иностранных экспертов, позволит возродить Великий Шелковый путь, который, как мы прекрасно помним из истории Казахстана, в древности проходил через наши степи.
КОМПАНИЯ «КТЖ»: НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВСЕХ ДОРОГ
Транзитные перевозки – направление для Казахстана стратегическое. В рамках прошедшего в столице VII Астанинского экономического форума им была посвящена целая панельная сессия «Евразийская транспортная система в условиях глобальной конкуренции». В начале заседания президент АО «НК «Казахстан темир жолы» рассказал о том, что делает Казахстан для того, чтобы максимально полно реализовать свой геоэкономический потенциал.
– По территории Казахстана проходят крупнейшие торговые и трансконтинентальные маршруты: Север – Юг, Запад – Восток, Центральноазиатский. В целях увеличения пропускной способности в евразийских торговых портах реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов. В настоящее время мы строим 1200 километров новых железных дорог, которые будут введены в эксплуатацию уже в конце этого года, – рассказал президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин.
И это не первые подобные стройки. Только в прошлом году в Казахстане заработали сразу два новых международных железнодорожных перехода: Алтынколь – Хоргос на границе с Китаем и Болашак – Серхетяка на Туркменистан. С завершением строительства железнодорожных линий Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь путь поездов с запада на восток континента еще более сократится.
Кроме того, как оператор комплексной транспортно-логистической системы компания «КТЖ» уже разработала план развития авиаперевозок и судоходства. Также будет создана внутренняя сеть транспортно-логистических центров. Это, с одной стороны, позволит удовлетворить потребности регионов в складских помещениях, а также создать центры дистрибуции в Казахстане с покрытием регионов сопредельных стран.
Например, центры в таких городах, как Астана, Павлодар и Костанай, будут ориентированы на Урало-Сибирский регион России, центр в Южном регионе Казахстана – на рынки Центральной Азии: Узбекистан и Кыргызстан; ТЛЦ на западе страны в Актау – на страны Каспийского региона: Южный Кавказ и Иран. Параллельно созданию ТЛЦ в Казахстане строятся и казахстанские терминалы за рубежом. Буквально на днях была запущена контейнерная площадка казахстано-китайского логистического терминала в морском порту Ляньюньган. К 2020 году ожидается, что через эту площадку будет перевозиться более 500 тысяч контейнеров ежегодно. Сам же терминал позволит организовать и значительно ускорить сквозные перевозки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии как в страны Таможенного союза, Центральной Азии и Кавказа, так и в направлении Турции, стран Евросоюза, Персидского залива и обратно по трансказахстанским маршрутам.
Как уверены в компании, эти траты себя полностью окупят. Ежегодный прирост ВВП благодаря развитию транспортной инфраструктуры составит 1%, при этом объём грузоперевозок по Казахстану увеличится в 2 раза, а прибыль от них – в 3 раза.
КАК ПО ШЕЛКУ
Верят в светлое казахстанское транзитное будущее и зарубежные эксперты. Основана эта вера на знании истории.
– Те страны, которые находятся на Великом Шелковом пути, могут развивать свои экономики очень быстрыми темпами, – говорит президент компании DPWorld Мохаммед Шараф.
Осознавая потенциал Казахстана как крупного транзитного узла, компания DPWorld стала стратегическим партнером «КТЖ». В частности, глобальный оператор портовой и терминальной инфраструктуры был привлечен в развитие СЭЗ Хоргос – Восточные ворота – основной центр консолидации и дистрибуции грузопотоков на Евразийском континенте, а также в управление Актауским морским портом. В планах DPWorld в долгосрочной перспективе – связать воедино «сухой» порт Хоргос и морской порт Актау. Благодаря этому появится возможность вывести грузопоток в Европу через Азербайджан, Иран и Турцию. На ближайшее же время перед транснациональной компанией стоит задача – повысить эффективность транзитных и контейнерных перевозок через Казахстан.
– Для начала мы посоветовали своим партнёрам усовершенствовать законодательную систему. И я могу отметить, что со стороны «КТЖ» на все наши замечания и пожелания происходит очень быстрая и адекватная реакция, – отметил Мохаммед Шараф.
СТАТЬ В ДВА РАЗА ЛУЧШЕ ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ
К 2020 году Казахстан планирует подняться с занимаемого ныне 88 места в рейтинге Logistic Performance Indeх на 40-е. Как подчеркнула присутствовавшая на сессии старший специалист по транспорту стран Европы и Центральной Азии Всемирного банка Мария Клаудия Пачон, цель эта очень амбициозна для страны. Logistic Performance Indeх учитывает множество показателей удобства грузоперевозок. И если с точки зрения таможенного администрирования грузов Казахстан выгодно отличается, к примеру, от других стран Таможенного союза, то по другим показателям страна пока несколько отстает и от мирового лидера Германии, и даже иногда от своих ближайших соседей.
– Вам требуется максимально улучшить процесс транспортировки. Да, мы видим ваши результаты, но, к примеру, процедура очистки груза у вас проходит по старой системе, необходимо продолжать развивать транспортную инфраструктуру, а также наладить систему отслеживания груза, посоветовала Мария Клаудия Пачон президенту «КТЖ» Аскару Мамину.
Руководитель казахстанских железных дорог критику принял и заверил представительницу Всемирного банка, что Казахстан делает все возможное для улучшения инфраструктуры. Так, по индикатору соблюдения сроков доставки страна за два года смогла подняться с 132-го места на 69-е.
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Вместе с тем Мария Клаудия Пачон отметила, что транспортировка грузов из Китая в Европу по суше уже давно была одним из заветных желаний всех экономистов и бизнесменов мира. И проекты отправки контейнерных поездов через Казахстан себя полностью оправдали: грузы стали прибывать в Европу в 2, а то и в 3 раза быстрее, чем посредством морского транспорта. Позитивно это сказалось и на экономике Казахстана.
– В целом по территории Казахстана следует 14 регулярных контейнерных поездов. В 2013 году общий трафик вырос на 24% по отношению к 2012 году. При этом объем перевозок Китай – Казахстан – Европа увеличился с 2011 года в 6 раз, – рассказал о том, как развиваются транзитные перевозки в Казахстане президент АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин.
Как отметил модератор дискуссии, управляющий директор The Boston Consulting Group Андрей Тимофеев, Казахстан – это одна из немногих стран в СНГ, которая по итогам прошлого года нарастила объем железнодорожных грузоперевозок, и единственная, кому это удалось сделать из стран-участниц Таможенного союза. По мнению спикеров сессии, такой результат – следствие оптимизации транзитных перевозок и развития транспортной инфраструктуры.
Такие крупные компании, как HP и DHL, уже по достоинству оценили новый транспортный коридор и теперь львиную часть своих грузов отправляют по казахстанской железной дороге. Как опытным путем выяснили эти компании, по суше через Казахстан путь из Европы в Китай и обратно занимает 13–16 дней, в то же время по морю груз идет 40–45 дней. АО «КТЖ» и зарубежные партнеры казахстанского оператора уверены, что это лишь начало, и очень скоро транзитные перевозки через Казахстан оценят и другие крупные и мелкие компании и Азии, и Европы.