Казахские национальные наряды завоевывают признание модных европейских критиков. Наши дизайнеры занимают в международных конкурсах первые места и открывают за бугром шоу-румы. Ни для кого не секрет, что национальный костюм — это не только выход в свет, но и повседневная одежда, подчеркивающая внутреннюю индивидуальность и стиль. Как заверили в нашей беседе молодые актюбинские кутюрье, мода на этнический стиль актуальна всегда.[divider]
Стилизованная этника
Дизайнер Сабина Жанзакова в беседе с нами призналась, что при разработке своей линии она стремится к тому, чтобы стилизовать устоявшиеся образы.
— Моя цель как дизайнера — продемонстрировать миру красоту нашей национальной одежды. Хочу, чтобы в обществе ее принимали на уровне повседневной. Стилизация одежды — это способ освежить образ. К примеру, у нас никогда не было диадем, внесение такого аксессуара можно назвать стилизацией, и мы ее используем. В последнее время многие девушки отдают предпочтение цветочной вышивке, это может быть расшитый бархатный камзол, — рассказывает Сабина. — Конечно, есть и свои нюансы стилизации. К примеру, если заказчица выбрала платье, оно априори должно быть прикрыто, так как это изначально канонически является «нашим» нарядом.
Дом моды «Кункей» известен тем, что представляет авторские орнаменты, это значит, что дизайнеры не копируют дизайн из интернета, а только берут его основу и вносят свои задумки.
— В повседневной жизни можно переиграть с акцентами. Например, когда ты одеваешь саукеле и пышное платье — это ассоциируется с обрядом «қыз ұзату», но головной убор может одеть и певица, которая выступает на сцене.
Что касается идей Сабины, свои замыслы девушка черпает в путешествиях.
— Однажды я увидела красный закат и черное море, и мне захотелось, чтобы моя следующая коллекция была выполнена в этой цветовой гамме. Так и родилась идея черно-бордовой коллекции, которую я возила в Испанию, ОАЭ, Турцию.
О победе и впечатлениях от своего последнего показа на неделе моды в Амстердаме она вспоминает с улыбкой:
— Куда бы я ни поехала, меня везде принимали на «ура». Коллекция обновляется, что-то дошивается. Ни один костюм не повторяется. Модели тоже разные: и европейки, и афроамериканки.
Как поделилась Сабина, участие в неделе моды — платная услуга для любого кутюрье и шанс показать себя всему миру. Европейский показ обходится от 1 000 евро и больше, и это всего лишь 10-минутное представление!
— Мне повезло воспользоваться таким шансом бесплатно. Однажды на неделе моды в Таразе меня заметил организатор этого ивента и пригласил представить наши наряды в Амстердаме. Конечно, я с удовольствием согласилась, — рассказывает Сабина. — Многими иностранцами казахские наряды воспринимаются с интересом. На мой взгляд, он вызван тем, что наша одежда исторически богата, и немногие знакомы с колоритными традициями страны. Как-то мы познакомились с нидерландцами. У них было смутное представление о нашей стране из-за приставки «стан». Они ассоциировали нас с Афганистаном, думали, что у нас много войн, но, когда увидели всю красоту нашей культуры, приятно удивились и им очень понравилось.
Наряды от Сабины стоят недешево, и, по мнению дизайнера, они для покупателей среднего класса. Причина высокой цены обусловлена закупом товара за рубежом:
— Так как у нас нет производства тканей, фурнитуры, пуговиц и других деталей, соответственно, мы все покупаем. К примеру, бисер заказываем только в Чехии, потому что китайский ломается и на изделии выглядит некрасиво. Работаем только с качественной фурнитурой. Цены изделий от 45 000 тенге и выше. У нас очень хорошо покупают вещи этнические казахи из Франции, Норвегии, Голландии и невесты по Казахстану, — делится Сабина.
Говоря об актуальности национальных нарядов, дизайнер сказала так:
— Элементы национального стиля в моде будут присутствовать всегда. Любой праздник, особенно национальный, обряды «сырға салу», свадьбы, рождение ребенка, обрезание и другие не будут обходиться без национальных нарядов. Мода на них никогда не пройдет, а, наоборот, будет обновляться и популяризироваться.[divider]
История вдохновляет
Художница-дизайнер Радина Батпенова родом из Кандыагаша. С детских лет девушка интересовалась художественным искусством. Принимала участие в различных выставках и конкурсах. Увидев талант дочери, мама отдала ее в городской художественный лицей. Затем Радина поступила в Казахскую национальную академию искусств им. Т. Жургенова. Получив диплом художника, девушка возвращается в родной Актобе и вместе с сестренкой Хадишой, умеющей прекрасно шить и рисовать, открывает ателье и создает свои первые творения. Такой сестринский тандем вылился в женский бизнес, имеющий успех среди актюбинских модниц.
Особенность дизайнерской линии у Радины в том, что она создает национальную одежду, отвечающую трендам нового времени, и украшает ее ручной росписью, подчеркивая этнический колорит. На сегодняшний день ее коллекции эксклюзивны не только в республике, но и среди стран СНГ.
На встречу Радина пришла в стильном малиновом бархатном платье.
— У вас очень красивое платье! — выразила я восхищение.
— Спасибо, — скромно поблагодарила девушка.
— Сами сшили?
— Нет, но я точно помню, что у моей бабушки было платье такого кроя. Я просто нарисовала эскиз модели и сделала заказ у знакомой швеи.
— Вы себя позиционируете как дизайнер или художник?
— По ощущениям я художник. Меня больше вдохновляют исторические фотографии. Интересно, как раньше жили люди, как справлялись с разными ситуациями под одним шаныраком. И в момент, когда приглядываешься к одежде того времени, стараешься изнутри прочувствовать жизнь той эпохи. А еще мне нравятся украшения. Когда-то традиционные казахские ювелирные украшения изготавливали из серебра и золота. Широко использовали в своей работе мастера-ювелиры и самоцветы: яшму, халцедон, аметист, бирюзу, сердолик, кораллы, хрусталь и драгоценные камни: топазы, жемчуг, рубины. Но на сегодняшний день не каждый может позволить себе их приобрести, поэтому мне пришла идея рисовать их на одежде. В какой бы город я ни поехала, иду в краеведческий музей и обязательно посещаю этнографические залы, в которых черпаю вдохновение, глядя на костюмы экспонатов. Изучая каждый орнамент, ты читаешь заложенный семиотический код и информацию в символе.[box type=»shadow» ]Сколько стоит
Кимешек — 5 000 тенге. Платье — от 14 500 тенге.[/box]
В современном мире утрачено смысловое значение орнамента. И если в прошлом орнамент сопровождал казаха и его далеких кочевых предков всю жизнь, то сегодня его роль сведена к минимально-ритуально-сувенирному, отчасти функциональному присутствию в жизни современного человека.
Чтобы одежда отвечала современным трендам, мы подбираем яркие ткани. Со стороны выглядит очень стильно, минималистично и самобытно.[divider]
София ИБРАГИМОВА
Фото героев публикации