Как не попасться на уловки мошенников.
Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев констатирует, что мошенники с каждым годом становятся все более изобретательными, используя информационные технологии и ситуацию в мире. Как защититься от них и не попасть на уловки? Вот некоторые из его советов.
Одна из схем воровства денег у граждан связана с отключением банков от системы международных переводов SWIFT. Как известно, страны Евросоюза, США, Канада и Британия на днях договорились отключить от данной международной системы некоторые российские банки. К слову, контролирует данную систему одноименная международная организация SWIFT. Из всех систем, которые используются только на межбанковском уровне и функционируют во всем мире, SWIFT является самой массовой и представляет собой защищенный канал передачи информации о переводах средств, платежах и обмене ценными бумагами по специальной сети.
Телефонные мошенники могут представиться сотрудниками службы безопасности казахстанских банков и под предлогом возможного отключения от системы SWIFT убедить клиента перевести деньги на безопасные счета, чтобы таким образом сохранить накопления. Для этого клиенту надо скачать некое приложение, которое поможет перевести денежные средства, либо сообщить реквизиты банковской карточки, включая трехзначный код на обороте, срок ее действия, а также код подтверждения, который придет через SMS. Как только нужная информация окажется у аферистов, они завершат разговор и моментально опустошат ваш счет и даже могут оформить без вашего ведома фиктивные кредиты.
Итак, что делать?
1. Завершите разговор сразу же, как только звонящий заводит речь о деньгах и их спасении. Сотрудники банка никогда не запросят ваши конфиденциальные данные и первыми не позвонят. Если в банке сочтут операцию подозрительной, то просто заблокируют ваш счет и потом будут во всем разбираться. Чтобы убедиться в том, что с вами связались финансовые мошенники, необходимо обратиться в банк, в котором вы обслуживаетесь, набрав номер горячей линии. Но ни в коем случае не перезванивайте на тот номер, с которого поступил звонок. Мошенники давно научились с помощью современных технологий подменять любые, даже четырехзначные, телефонные номера.
2. Не спешите раскрывать первому звонящему свои данные, в банке их и так знают! Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить, чтобы уточнить вашу фамилию, паспортные данные, какие карты были оформлены, сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье – кредитная история. С подобными вопросами сотрудники банка по телефону никогда к вам не обратятся. Данная информация представляет ценность только для мошенников. Помните, что сотрудники банков никогда не звонят, чтобы спросить по телефону у клиентов: полный номер карточки, срок ее действия, CVC/CVV, логин и пароль к интернет-банкингу, кодовое слово, код из SMS-сообщения.
Эти данные банк может запросить только в том случае, если вы сами позвонили туда, чтобы решить какой-то вопрос. Например, разблокировать карту при поездке за рубеж, уточнить, где можно забрать перевыпущенную карту и т.п. Если вам звонят и, представляясь сотрудником банка, запрашивают у вас такую информацию, даже если ее необходимо продиктовать автоответчику, то можно не сомневаться – это мошенники.
3. Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники! На заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема, лучший ответ: «Сейчас позвоню в банк, чтобы проверить это лично». Будьте уверены, мошенник тут же отключится.
Владимир БУРЬЯНОВ
Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников