Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Три танкиста

 

Экипаж Куаныша Гумарова (Куаныш на фото второй справа)

Накануне Дня танкиста РК у двух поколений казахстанцев мы выясняли, насколько оправданна героизация этой профессии.
«В жизни всегда есть место подвигу, но бывших танкистов точно не бывает», – считают Сергей Сысоенко, Гумер Галеев и Куаныш Гумаров.

Внук солдата

Сергей Сысоенко окончил Чимкентскую школу № 32 имени М. Ауэзова, потом поступил на факультет иностранных языков Актюбинского пединститута. По окончании вуза был призван в армию, в 103-й учебный танковый полк Южной группы войск, дислоцирующийся в городе Дербецен (Венгрия).
– В нашем танке – Т-64 – было три бойца: наводчик, механик-водитель и командир. Я был командиром, но могу выполнять любые функции в любом танке. Возможно, в самом новом, который еще мало кто видел, придется ориентироваться пару дней, чтобы овладеть функциями.
Мы не задумывались над героикой работы солдата, а пытались делать все на «пять». По-другому никак, потому что выросли на руках дедов-ветеранов. Мой был связистом в 312-й дивизии, — рассказал он.
Почти 20 лет Сергей Анатольевич вел НВП в СШ № 29. Его юношескую мечту стать военным воплотили ученики, среди которых вертолетчики, военные инженеры, летчики и даже офицер войск химзащиты.
Сегодня он – начальник караула службы охраны АЗФ, но главным своим занятием считает поисковую работу:
– В 1990-м я создал отряд «Алия». Конечно, у меня были серьезные сподвижники – Глеб Чугунов, Алексей Горобий, ныне покойный Амангельды Урдабаев. Нас курировал работник Пролетарского райкома комсомола Кудайберген Джумеев. Немногим позднее влился Гумер Галеев, так мы попали под крыло «Боевого братства».
Безусловно, наша цель – поиск пропавших без вести в Великой Отечественной, но она стала благодатной почвой для воспитания патриотов. Вот поэтому с нами всегда работают школьники.
30-40 лет назад бойцами отряда были в основном мальчишки, изредка девочки, сейчас школьников единицы. Но пока можем вести эту работу, мы ее ведем, благо завод поддерживает.

Два танкиста-поисковика Сергей Сысоенко и Гумер Галеев по окончании экспедиции в Новгородской области

Хотите верьте, хотите нет

Среди экспонатов зала Истории танковых войск Национального военно-патриотического центра Вооруженных Сил РК есть статья о женском экипаже. Командиром танка была младший сержант Жамал Байтасова, наводчицей – ефрейтор Кулькен Токбергенова, механиком-водителем – Кульжамиля Талканбаева, радисткой-пулеметчицей – Жамиля Бейсенбаева.
Откуда этот нонсенс? Дело в том, что в 1942 году в связи с мобилизацией женщин для замены выбывших военнослужащих-мужчин 50 девушек из Караганды и 30 из Балхаша ушли на фронт добровольцами.
Названные выше четыре бойца успешно прошли ускоренные курсы и стали первыми девушками-танкистками из Казахской ССР. Они сформировали первый полностью женский танковый экипаж.
Архивных документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось, но есть статья в Карагандинской областной газете «Советтік Караганды» от 22 августа 1944 года (фото справа). Ее письмом отправил с фронта домой младший сержант Топатай Жунусов полевой почтой № 28054-0. Судя по письму, он лично разговаривал с танкистками.
Если верить словам «первый полностью женский», то в иных экипажах на фронтах Великой Отечественной женщины были.


Боевая юность

– Экипаж нашего Т-62 состоял из четырех бойцов, и он был интернациональным: молдаванин, туркмен, русский, татарин. Впрочем, каждый экипаж в части был интернациональным, – рассказывает ветеран-афганец Гумер Галеев. – Четвертым был заряжающий. Боеприпас весил 36 килограммов! Думаете, богатырем был заряжающий? Конечно, нет!
Я в учебке осваивал профессию наводчика орудия, но в Афганистане был командиром танка. Те климатические условия выдерживали только Т-62. Наш 751-й Т-62 в колонне обычно шел вторым (сразу после танка командира роты).
Мы охраняли колонны по Дороге жизни протяженностью около пяти тысяч километров – расстояние от Термеза до Кабула. Самым опасным ее участком было Чарикарское плато. Так называемая зеленка в провинции Парван. На этом пути находятся перевал Саланг, Панджшерское ущелье.
Это там мне, 19-летнему, пришлось выводить колонну, когда погиб командир, идущий в головном танке. Мы мчались на выручку 50-й Витебской десантной дивизии, решили укоротить путь и рванули через душманский кишлак Махмудраки…
Обеспечение безопасности советских колонн – это боевая тревога в любое время суток.
– Обычно моджахеды свою работу начинали в обед, после полуденного намаза, – продолжил Гумер Абдувалиевич. – Ночью нам выпадало охранять ремонтные бригады. Душманы стреляли по трубопроводу, по которому подавался керосин в аэропорт Кабула, и наши его тут же латали. То есть если мы не были на марше, то наши орудия всегда были развернуты в сторону гор.
Это сейчас войны ведутся в основном беспилотниками, а тогда никто бы не справился с врагом без танков. Скажу, что нам доставалось наравне с пехотой: они оголены всегда, а мы беззащитны перед минами и бронебойными снарядами.
Когда свирепствовал гепатит, танкистов отправляли к ним, а в танке оставалось два бойца. Один – механик-водитель или заряжающий, а второй – командир – выполнял все прочие функции. Вот поэтому мы все можем в любой момент сесть в танк и воевать как надо.

Представитель династии

Куаныш Гумаров служил в известном пгт Гвардейский. Его военная специальность – механик-наводчик среднего танка.
– Я служил на Т-72, но ездил на танках всех модификаций, даже музейных, если иметь в виду Т-55, – улыбается Куаныш. – Если сейчас предложат покататься, поведу легко и с удовольствием.
Ну как я служил? Ничего особенного. А вот мой отец!.. Он в 1970-е два года отслужил на Кавказе в горных условиях – вот кто настоящий танкист.
Сегодня царь войны – дрон. Он и самую крепкую броню разнесет, но это лишь подчеркивает, что нужно продвигаться в освоении новых воинских специальностей – обязанность защищать Родину не отменяется.
Ответ на вопрос об армейской дружбе подчеркивает хорошее чувство юмора собеседника:
– Дружба теснейшая и сейчас. В силу моего роста (метр восемьдесят пять) в кабине танка свободно не было! Экипаж за время службы стал семьей, и мы дорожим этим.


Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"