Гульмира Удербаева решила стать учительницей еще в первом классе. Она осталась верна детской мечте, и вот уже более 30 лет педагог-исследователь преподает ученикам в СШГ № 23 имени А. Ермекова.
– В первый класс я пошла в школу № 25, – рассказывает Гульмира Муратовна. – И сразу очаровалась Людмилой Валентиновной. Светлый образ первой учительницы, чувство благодарности ей навсегда остались в моем сердце. Все десять лет в школу бежала с радостью: здесь я не только получала знания, но и
раскрывала себя.
Затем в моей жизни появился еще один педагог. При Дворце школьников открылся ансамбль «Искорки», так я попала в руки Полины Озерной.
О ее качестве как педагога ярко свидетельствует то, что мои друзья по «Искоркам» сейчас тоже хореографы. Например, Костя Фролов, нынешний худрук образцового ансамбля. Потом я танцевала в «Әлия гүлі» у Медеу Баубекова, а в 23-й школе, куда меня распределили после института, пять лет вела танцевальный кружок «Цветик-семицветик».
– Кто повлиял на твое профессиональное становление?
– Первый директор этой школы Виктор Шубин. Именно от него и его команды я, вчерашняя студентка, получила всестороннюю поддержку, что эмоционально очень важно. Моим наставником была Айжан Токбасова, известная в Актобе методист.
Потом директором была Нават Баймукашева, при ней наша школа вошла в тройку лучших городских. К слову, мы и сегодня в лидерах.
При Гульнаре Наримбетовой мы вошли в топ-100 школ РК. Кстати, с ней в школу мы пришли одновременно и 30 лет работали бок о бок.
Окружение имеет большое значение. Первой в нашей школе категорию педагога-мастера получила учитель музыки Марина Мухина, я ею сильно горжусь. Она – автор учебника, по которому занимаются казахстанские школьники, автор песен и чудесный человек.
– Из друзей юности только Константина Фролова отметишь?
– Их немало, но отмечу самых верных выбранной профессии. Хромтауской школой-гимназией № 2 руководит моя сокурсница Елена Юшкевич, учителями младших классов работают Ольга Штукина в школе-гимназии № 9 и Ольга Гелих в школе-лицее № 20, заведует методкабинетом в учреждении дошкольного образования Калиниградской области Елена Головенских. Это те, с кем общаюсь тесно.
– Твои дети уже выбрали профессию?
– Нурлыхан в 11 классе, планирует стать инженером, десятиклассница Нурдана – дизайнером. Оба учатся в школе имени Мухтара Арына, но за их профориентацию я должна благодарить педагогов дополнительного образования из АРУ имени Жубанова и Талантstudio.
– Твои родители имеют отношение к педагогике?
– Нет, я из семьи рабочих, но главная и
безусловная благодарность – им, поэтому к маме всегда хожу с цветами.
Ученики как гордость
За 31 год Гульмира Удербаева выпустила восемь классов. Многие из ее учащихся выбирают первым учителем своим детям Гульмиру Муратовну, и это главное. Но есть имена, которые она хочет озвучить:
– В прошлом году состоялась первая олимпиада по русскому языку и литературе среди 5-классников. Айсулу Саби, только выпустившаяся у меня, заняла призовые места и в областном туре, и в республиканском. Нынешних второклассников Амирали Магомедова и Романа Мацугина уже вижу математической надеждой страны. 10-классница Амина Уразбекова, тоже моя воспитанница, президент школы № 23, в Росатоме работает Данышпан Мухамбеталин, Ренат Тажмуратов – успешный бизнесмен. История успеха Адины Красновой, владелицы сети ресторанов, показатель целеустремленности. Я спросила у детей, кем они мечтают стать. Адина ответила, что хочет быть независимой, и спросила, что для этого нужно. Я посоветовала ей развиваться. Воистину, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»…
По секрету всему свету
– Что главное в твоей профессии?
– Любить детей. Их нужно ориентировать на успешную социальную адаптацию. А по-простому – воспитывать открытыми, позитивными, развивать в них чувство юмора.
– Отличаются ли нынешние первоклассники от своих родителей?
– Это ГУГЛ-дети. Развивать их в новом формате сложно, но интересно. На протяжении 40 минут их внимание должно быть на тебе, а не мысли о гаджетах. Развитие памяти, мышления, речи никто не отменял, и учитель должен помнить об этом.
– Как любить чужого ребенка?
– Любить его безусловно должны родители, а учитель – раскрыть так, чтобы он нравился сам себе. Секрет моей работы – три У: успех, уверенность, удовольствие.
Маленький шажок в сторону успеха труден, но он придает уверенности, а дальше ребенок получает удовольствие от всего, что делает. Поверьте, этот процесс налажен и срабатывает всегда на отлично.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА