Шестнадцать хоров из разных регионов Казахстана и один из Татарстана, интернациональное жюри и песни, отображающие музыкальную культуру разных народов и времен, – таким получился традиционный фестиваль хоровых коллективов, который проходит в Актобе раз в два года.
Немного истории
Стоит расшифровать, почему раз в два года. В силу того, что трудно определить грань значимости семьи Жубановых для истории культуры, пришлось чередовать жанры оркестровый и хоровой. Первый фестиваль (он назывался «Жұбановтар көктемі» и на него съехались оркестры) прошел в 2006-м, который ЮНЕСКО объявила Годом Ахмета Жубанова в связи со 100-летием маэстро и его неоценимым вкладом в развитие национальной музыки. Почему «Жұбановтар көктемі»? Потому что родился Ахмет Куанович 29 апреля, а форумы до недавней поры проходили в апреле. Жизнь подкорректировала дату, а организаторы – все та же филармония при поддержке исполнительной власти – название.
[box type=»shadow» ]Все дело в преемственности
Фестиваль предварил концерт, посвященный 80-летию мэтра казахстанского хорового искусства Базаргали Жаманбаева. Участниками программы были Казахский камерный хор филармонии имени Г. Жубановой и несколько коллективов из числа конкурсантов.
Специально поздравить наставника из разных городов приехали его воспитанники. Например, Медет Урумбаев, выпускник Актюбинского гуманитарного колледжа, ныне магистрант консерватории имени Курмангазы:
– Я из первого выпуска Мербола Куспанова, до поступления в консерваторию три года пел в Казахском камерном хоре, и именно педагог посоветовал мне ехать учиться у его учителя Базаргали Ажиевича – преемственность! Уже семь лет пою в студенческом квартете Voice, пропагандирующем классическую музыку среди молодежи. Обратите внимание, что среди участников нынешнего фестиваля девяносто пять процентов – молодежь, а причина – в педагогах, в той самой преемственности. Пятый год я преподаю в специализированной школе-интернате имени Ахмета Жубанова и надеюсь, что многие мои ученики тоже захотят пропагандировать академическую культуру.
Выражая благодарность за внимание, юбиляр обратился к своим ученикам:
– Я горд тем, что большинство сегодняшних казахстанских хоровиков учились у меня. Безусловно, Мербол Куспанов – один из лучших. И я помню, что по окончании консерватории его оставляли в альма-матер, но он уехал домой исключительно из чувства патриотизма. Результат его решения превзошел самые смелые ожидания, а причина всему – талант. Дело в том, что талант – это воля к действию. Сейчас все выходящие на сцену будут волноваться, потому что сцена – место святое. Пока мы волнуемся, мы делаем все с любовью.
Еще я должен сказать спасибо трем своим самым дорогим женщинам. Маме, которая меня родила и вырастила, Розе Баглановой, которая нашла меня в интернате в Шалкаре и забрала в школу-интернат имени Куляш Байсеитовой, и жене, которая создавала все условия для моего творчества.
От имени руководителя региона юбиляра поздравила заместитель акима области Булбул Елеусинова. Пожелав мэтру крепкого здоровья и новых успехов, Булбул Ораковна вручила ему медаль Ахмета Байтурсынова и благодарственное письмо. [/box]
Объединенные целью
Очень трогательно открылся нынешний конкурс – песней А. Жубанова «Қарлығаш» в исполнении всего зала.
– В ми миноре. Это редакция Гульжазиры Ахметовой, – уточнил руководитель форума, член жюри Мербол Куспанов. – Есть еще две: оригинал – в фа миноре, а в опере «Абай» звучит в ля миноре.
Нынешние семнадцать коллективов-участников были представлены артистами разного возраста. Пользуясь правом хозяев, в «Жұбановтар әуені-2022» участвовало несколько народных хоров Актобе – «Наставник», «Асыл әжелер», «Атамекен-
Асылым». Также наш город представлял смешанный хор Актюбинского музыкального колледжа. Забегая вперед, скажем, что народные коллективы получили дипломы участников, а хор колледжа – диплом III степени.
– Пение для меня и работа, и хобби – от него устать невозможно, – поделилась радостью артистка хора «Атамекен-Асылым» Самал Смаилова, учитель музыки СШ № 66 имени Шакарима Кудайбердиева. – Больше всего люблю песни народные. Считаю, что в музыке человек находит отдушину, а кто-то и самореализуется.
По два коллектива приезжало из Тараза и Уральска. Результаты, как и у актюбинцев, были разными, но никакой фактор не может препятствовать открытому общению и творческому сближению.
Делая беглый анализ выступления казанского ансамбля Quantum, член жюри Инесса Бодяко, худрук и дирижер хора Белорусской государственной академии музыки, председатель Белорусской ассоциации хоровых дирижеров, член Всемирного хорового совета Intercultura, заметила, что из ее прежних замечаний артисты многое учли:
– Они были в составе хорового коллектива в Санкт-Петербурге на моем мастер-классе, отсюда знакомство.
То есть встреча в Актобе не случайна. Та же дружба худрука и дирижера студенческого хора Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой Галины Шпак и худрука Казахского камерного хора (Актобе) Мербола Куспанова привела даму в наш город.
– Я с глубоким уважением отношусь к коллеге, вопреки возрасту показывающему серьезные результаты, – говорит Галина Сергеевна. – Он талантлив безусловно и в такой же степени влюблен в профессию. А без любви в нашем деле никуда. Добавлю, что человеческий фактор в Мерболе доминирует, поэтому в городе собираются лучшие коллективы. И повезло с исполнительной властью, поддерживающей хоровое искусство на достойном уровне.
Выступая на пресс-конференции, предварившей фестиваль, Инесса Бодяко подчеркнула, что вопреки наблюдающемуся упадку академической культуры энтузиасты есть:
– И они делают главное – сохраняют энергию музыкального общения, которое дорогого стоит. Сообща достигнуть желаемого легче. Когда ты становишься частью течения, все вокруг замечают, чего мы хотим. А мы хотим уроки пения и музыки в средних школах до 11 класса, как в Прибалтике. Надо помнить, что хор – прообраз лучшего общества.
Галина Шпак поддержала коллегу:
– В Украине проблемы академической культуры те же, что и везде. Да, хор у нас – жанр коренной, но поддержка со стороны государства незначительная, жаль. Надо помнить всем, что, когда мы поем в хоре, демонстрируем идеальный образец общения: ничто так не объединяет, как совместное пение. Сейчас в Одессе акцент делается на детские хоры, но академического нет.
Председатель жюри «Жұбановтар әуені-2022», профессор, завкафедрой дирижирования консерватории имени Курмангазы Базаргали Жаманбаев вспомнил время, когда пришел работать в консерваторию:
– На всех курсах хоровому дирижированию обучалось 12 студентов! Вопрос ставился о закрытии специальности, и я начал искать пути ее популяризации. Время было страшное: закрывались предприятия, следом заводские клубы, ДК, распускались самодеятельные коллективы при них. Я понял, что в человеке должен быть азарт! Получилось. Сегодня будущих хоровиков у нас обучается 115, и это не считая магистрантов. Да, азарт по-прежнему актуален, ведь пения в школе как такового нет, хоров в клубах тоже. Я поддерживаю коллег: общество, которое возродит хор, добьется многого.
Базаргали Ажиевич добавил, обращаясь к конкурсантам:
– Как бы вы ни пели, мы вас любим. И благодарим руководство городов и областей, отправляющих коллективы на фестивали.
Справедливости ради нужно заметить, что основная часть сегодняшних казахстанских хоровиков – ученики Базаргали Жаманбаева, в том числе член жюри Клара Киматова, заведующая предметно-цикловой комиссии «хоровое дирижирование и вокал» Атырауского музыкального колледжа при Академии народной музыки имени
Д. Нурпеисовой. Также в жюри работала хормейстер, артистка Государственного классического музыкального хора города Бурсапри при Министерстве культуры и туризма Турции Арзу Темел. Как Инесса Бодяко и Галина Шпак, давний друг худрука Казахского камерного хора Мербола Куспанова.
[box type=»shadow» ]Стоящий у истоков
Худрук Казахского камерного хора Мербол Куспанов в «Жұбановтар әуені» с самого первого конкурса – с 2007 года.
– Безусловно, ничего бы не вышло у филармонии, не будь поддержки исполнительной власти – облакимата и управления культуры, архивов и документации, – говорит Мербол Оразбекович. – В 2007-м я был участником в составе хора колледжа имени Жубанова и, наблюдая за процессом на протяжении всех лет, скажу, что рост у мероприятия колоссальный. Оспаривать роль покойного директора филармонии Есена Даутовича Дуйсенбаева не осмелится никто, и я не стану: организатор он был гениальный и многое сделал для развития и фестиваля, и культуры области. Я же имею в виду географию участников и членов жюри. В нынешнем году по объективным причинам не приехали хоры из Украины, России, Узбекистана и Турции, жаль. В планах следующего форума – исполнение конкурсантами всех песен Ахмета Жубанова. Во-первых, их немного, во-вторых, равнодушными они не оставляют ни одного вокалиста.
[/box]
А музыка звучит!..
Произведения на «Жұбановтар әуені-2022» звучали от народных до самых сложных современных, в том числе западных авторов. В основном – а капелла. Условие организаторов представить творчество Жубановых в девяти случаях из семнадцати сошлось на песне Ахмета Жубанова «Қарлығаш». И скучно не было. На актюбинской сцене пели учащиеся колледжей и вузов, артисты самодеятельные и профессиональные, в том числе ветераны, военные. Многие номера вызвали необыкновенный фурор! Например, выступление мужского хора ансамбля песни и танца Нацгвардии РК (Астана).
– Нам 6 лет, и выступает ансамбль не только для военных, но и для гражданского населения. Участвуем в различных проектах, но основная направленность – благотворительная: Дома престарелых, детские дома. Главный концерт даем 11 января, в день рождения Нацгвардии. В планах – бенефис хора и солистов, – рассказывает солист коллектива, выпускник КазНУИ, лейтенат Бауыржан Алтынбеков. – Если среди срочников попадается парень необыкновенного таланта, мы его зачисляем в ансамбль. Как, например, Дениса Яковлева, виртуозного домбриста и замечательного вокалиста.
С победой!
Обращаясь к сказанному председателем жюри, хочется подчеркнуть, что трудно было назвать лучший коллектив: все выступили достойно, почти все сорвали оглушительные аплодисменты. Мнение жюри и зала по части победителей совпало абсолютно: Гран-при завоевали мужской хор ансамбля Нацгвардии РК и хор «Алатау» музыкального колледжа имени П. Чайковского (Алматы). Худрук хора «Алатау» Зиада Накибаева – выпускница Актюбинского музучилища и консерватории имени Курмангазы — призналась, что гордится тем, что она – уроженка Актобе:
– Актюбинцы – молодцы! У вас много хоровых коллективов. Помимо профессиональных, при филармонии и музыкальном колледже, есть при ЗКМУ, при заводе ферро-
сплавов, несколько – при Домах культуры. Вы и детский хоровой чемпионат проводите. Культура не везде активно поддерживается, а в моем родном городе активно. За это респект и организаторам «Жұбановтар әуені». Моя музыкальная история началась в Каргалинской школе. Любовь к пению проявилась рано, и я благодарна нашей учительнице Валентине Макаровне за то, что она всегда ставила меня солисткой в школьном хоре – это стимулировало. В музучилище педагогом была Умит Ержанова, многому научил руководитель хора Юрий Захаркин. В консерватории училась у Жунус Джумабековой и Анатолия Молодова (пела в капелле имени Байкадамова, которой он руководил). Что является причиной успеха хора «Алатау»? Думаю, не только профессионализм, но и любовь к тому, чем занимаешься. Любовь – главное.
Дипломы I степени увезли в Казань ансамбль Quantum, в Актау – хор колледжа искусств и в Атырау – хор музыкального колледжа при Академии музыки имени Д. Нурпеисовой. Кстати, в составе Quantum – ученик Зиады Накибаевой и выпускник музыкального колледжа имени П. Чайковского, алматинец Олжас Меирманов.
Завершился «Жұбановтар әуені-2022» так же, как и начался – песней «Қарлығаш», к концу форума исполняемой всеми более уверенно.
Татьяна ВИНОГРАДОВА