Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Трудности сбыта

В последние годы наша область в связи с нерентабельным земледелием все больший акцент делает на животноводство. Принимаются меры по увеличению поголовья скота, улучшению его породности. Вместе с тем надо ожидать и улучшения переработки животноводческой продукции.

Сегодня мы можем говорить лишь о первой части этого тезиса: реально увеличивается только поголовье скота. Это происходит, главным образом, за счет льготных программ, направленных на поддержку сель-скохозяйственного бизнеса. Основную роль в этом процессе играет программа «Сыбаға». За последние 3 года по ней закуплено около 11 тысяч голов крупного рогатого скота. Только в прошлом году – более 20 тысяч голов овец. Идет закуп и других животных. Отрадно, что активное участие в этом процессе принимают владельцы личных подсобных хозяйств, то есть население области, в руках которых сосредоточено основное поголовье скота.

Наша область строит амбициозные проекты по созданию мясного кластера крупного рогатого скота на базе ведущих сельхозпредприятий. Например, мощность животноводческого комплекса «АкТеп» планируется довести до одновременного содержания 44 тысяч голов крупного рогатого скота, интенсивно развивается молочное производство на базе таких хозяйств, как «Айс», «Анди», «Болат-ЛТД».

Все вроде бы обнадеживает, но в этом сложном процессе развития пока четко не просматривается реализация выращенного скотопоголовья. Если все останется так, как есть, то рассчитывать на какой-либо прогресс не приходится. Скот по-прежнему будет находиться под контролем все тех же посредников-перекупщиков, которые будут продолжать держать свою цену и диктовать выгодные для себя условия.

Робкие попытки уйти из-под их влияния делаются – создаются сельские потребительские кооперации, главное предназначение которых — закупать у населения скот по сходной цене. Схема эта рассчитана на транспортировку, хранение, реализацию, а также дальнейшую переработку продукции.

Уже в самом начале она дает сбой. Допустим, что скот закуплен, а куда его девать потом? Снова отправлять на рынки? Стоит ли тратить государственные средства, пусть даже в виде займов, на то, чтобы и дальше обогащать перекупщика? В данном случае это выгодно только производителю: он реализовал свой скот. А что с ним будет делать заготовительное предприятие?

Дело в том, что сельские заготовительные центры заработают эффективно только при наличии мясокомбинатов. Именно поэтому организованная заготовка у населения сельскохозяйственной продукции не дает ожидаемых результатов. Такой мясокомбинат задумал построить у себя «АкТеп». Кроме того, он создает откормплощадки, где будет доращиваться скот, приобретенный у населения или у сельхозформирований. Однако мясокомбината пока нет, как нет и самих заготовительных предприятий.

Почему хорошая идея не заработала? Может быть, камень преткновения все-таки в самом механизме создания этих заготовительных центров? Напомним схему их возникновения: государство выделило из бюджета деньги социально-предпринимательским корпорациям, те, в свою очередь, создали дочерние предприятия. На первый взгляд, все нормально, но если вникнуть в суть дела, то изъяны просматриваются невооруженным взглядом.

Ведь ТОО, в данном случае сельские заготовительные центры, можно создавать при наличии уставного капитала в 100 месячных расчетных показателей. На сегодняшний день это чуть более 170 тысяч тенге. Такой центр создали, но у него нет необходимой техники для перевозки скота, средств для закупки животных, горюче-смазочных материалов. Тогда СПК через кредитные организации выделила ему деньги на приобретение транспорта, но эти средства возвратные. Время идет, а деньги не возвращаются. Корпорациям приходится забирать технику назад, еще не начав дело, заготовительная организация попросту разорилась.

Был ли в этой ситуации иной выход? Специалисты сельского хозяйства считают, что изначально технику следовало было отдавать заготовительным организациям бесплатно. Другими словами, была необходимость создавать государственно-частные предприятия. Ведь в деятельности таких формирований заинтересовано прежде всего государство. Сегодня, говоря о заготовительной деятельности в животноводстве, мы имеем в виду только мясо и молоко. Речь о шерсти, шкуре, рогах и копытах, об их первичной переработке не идет вообще. Все это добро мы в лучшем случае сжигаем, чтобы не портить экологию своих территорий.

А еще специалисты считают, что пока решается вопрос с созданием заготовительных центров, надо выработать конкретные льготы для личных подсобных хозяйств. Повторимся: основная масса скота находится сегодня в руках населения, то есть в личных подсобных хозяйствах. Естественно, большей частью — это беспородный скот, но именно он составляет основную долю внутреннего потребления мяса и мясопродуктов, и не считаться с таким раскладом нельзя.

Да, в области предпринимаются попытки породного преобразования скота, имеющегося у населения, но для индивидуальных владельцев главное не это. Для них важен сбыт выращенной продукции. Еще недавно для населения югозападного региона нашей области такой проблемы не возникало: перекупщики из Атырауской и Мангыстауской областей забирали скот, не торгуясь. Но этой осенью положение, по словам представителей многих сельхозформирований, резко изменилось – заезжие перекупщики стали появляться в наших краях все реже и реже. Скорее всего, сказываются ветеринарные препоны, которые в послед-нее время проявляют себя все более реально.

Индивидуальному хозяйству вывозить на продажу одну-две головы скота слишком накладно, поэтому крестьяне ставят вопрос о возмещении хотя бы пятидесяти процентов транспортных расходов. В таком случае сельским предпринимателям было бы сделано существенное облегчение. А еще сейчас поднимается вопрос о предоставлении индивидуальным хозяйствам субсидий за выращивание высокопородных животных. Такие хозяйства есть, но нет соответствующего закона. Говорят, внесены предложения о придании крестьянским хозяйствам статуса индивидуальных подсобных хозяйств. Тогда они могут получать субсидии, у них будет стимул к содержанию породного скота.

Таким образом, создаваемые ныне сельские заготовительные центры пока не исполняют своего предназначения. Для их эффективной деятельности должна существовать хозяйственная база. Скажем, хотят они того или нет, СЗЦ должны появиться на базе таких крупных хозяйств, как ТОО «АкТеп» или «Айс». Первому это нужно для того, чтобы пополнять откормочные площадки новым поголовьем скота, для беспрерывной работы будущего мясокомбината, а второму, чтобы увеличить переработку молока, дополнительно заготавливая его у населения.

Если те и другие выдержат цены, выгодные для партнеров, тогда заготовка пойдет, но в любом случае государство должно поддержать такие хозяйства. Ведь заготавливая сельхозпродукцию у партнеров, они дадут возможность сотням хозяйств развиваться рентабельно.

Неплохие примеры заготовительной деятельности у нас есть. Еще недавно в этом отношении радовали нас мартучане, закупая у населения молоко. Однако в связи с трудностями реализации продукции у ТОО «Айс» возникла проблема и у заготовителей.

Так будет на первых порах, именно в этот период и нужна поддержка государства. Сегодня надо понять, что заготовка животноводческой продукции – важнейшая составная развития этой отрасли. Какой будет прок в том, что мы увеличим поголовье скота, а его реализацию пустим на самотек? Если мы в самом деле радеем за улучшение положения в животноводстве, мы должны строить мясокомбинаты, создавать условия людям для беспроблемного сбыта выращенной продукции. Действительность такова, что еще долго основное поголовье скота будет находиться в руках населения, для которого занятие животноводством будет оставаться основной статьей дохода.

Муапих БАРАНКУЛОВ

Колонка "Взгляд"