В последнее время активно обсуждается проблема выхода на российский рынок нашей алкогольной индустрии. Ведь в Казахстане имеется довольно развитая производственная база по выпуску алкогольной продукции.
Стоит отметить, что в связи с существующими административными барьерами во взаимной торговле алкогольной продукцией государств – членов Таможенного союза (ТС) разработан проект соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка на территориях государств – членов ТС и ЕЭП c целью унификации мер регулирования.
Соглашение инициировано Республикой Казахстан и предусматривает нормы по устранению барьеров во взаимной торговле и установлению единых правил обращения этилового спирта и алкогольной продукции на территории ТС. Кроме того, проект соглашения устанавливает единые обязательные требования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, меры государственного регулирования, нормы по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, а также нормы по маркировке алкогольной продукции учетными марками.
На сегодня рабочей группой прорабатывается вопрос о снятии данных ограничений. В данной работе принимают участие как представители госорганов, так и отечественного бизнеса (НЭП «Атамекен», ассоциация «КазАлко», ОЮЛ «Союз пивоваров Казахстана», Союз виноделов Казахстана, Форум предпринимателей Казахстана, АО «Кокшетауминводы», АО «Эфес Казахстан» и АО «Бахус»).
Другой не менее актуальной темой является фармацевтика. Представители фармацевтической промышленности Казахстана заявляли о сложностях поставок своей продукции на общий евразийский рынок. В связи с чем на сегодня разработан проект соглашения о единых принципах и правилах регулирования обращения лекарственных средств. Позиция Казахстана заключается в том, что данное соглашение распространяется только на лекарственные средства, произведенные на территории сторон в условиях стандарта Надлежащей производственной практики GMP (Good Manufacturing Practice, англ. – Ред.).
Это позволит создать условия для взаимного признания лабораторных испытаний и документации, необходимых для свободного обращения на рынке продукции, произведенной в условиях стандарта GMP. Таким образом, лекарственное средство, произведенное по названному стандарту, будет беспрепятственно обращаться на рынке стран Таможенного союза без дополнительных документов и исследований. Согласительная работа по данному вопросу продолжается.
GMP – стандарт надлежащей производственной практики в фармпромышленности – является общепризнанным мировым стандартом качества в фармацевтической сфере. В отличие от процедуры контроля качества путем исследования выборочных образцов таких продуктов, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих этих образцов (и, возможно, партий, изготовленных в ближайшее к данной партии время), стандарт GMP отражает целостный подход и регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки.
Учитывая последующее вступление Казахстана в ВТО и, как следствие, усиливающуюся конкуренцию, в том числе в этом секторе, отраслью было принято решение о постепенном переходе фармацевтических заводов на данный стандарт. Крупнейшие производители Казахстана уже имеют данный стандарт либо находятся в процессе его получения (например, завод Santo в составе фармацевтической группы Polpharma).
В связи с заключением в ближайшее время соглашения о Евразийском экономическом союзе появляются опасения, что Казахстан становится «черным ходом» на российский рынок, то есть компании организовывают производство в Казахстане для последующего доступа на рынок России и ЕАЭС. В данном случае необходимо отметить, что для Казахстана это выгодно в любом случае: технологии, налоги и рабочие места, развитие смежных производств оказываются именно у нас.
В данном случае необходимо отметить, что Казахстан вполне заслуженно имеет такое серьезное конкурентное преимущество: более мягкий инвестиционный климат, упрощенное налоговое администрирование, сравнительно простая процедура регистрации бизнеса притягивают к нам инвесторов.
Для любого бизнеса все вышеперечисленные факторы, а также политическая стабильность играют ключевую роль при выборе объектов и стран инвестиций. Те же крупные российские производители возводят производственные площадки именно у нас, к примеру, КамАЗ. На севере страны строится совместное предприятие по сборке зерноуборочной техники, завод LG в Алматы начал поставки технологичной продукции в Россию. Правительство на постоянной основе работает над точечным улучшением бизнес-климата в стране, и одной из отправных точек в такой работе являются все вышеперечисленные институциональные преимущества Казахстана, отраженные, кстати, в рейтинге DoingBusiness – общепризнанном мериле успешности той или иной страны в плане развития деловой среды.
Вместе с тем, активно участвуя в Евразийском экономическом союзе, Казахстан намерен закончить процесс вступления во Всемирную торговую организацию. И здесь встает закономерный вопрос: готов ли отечественный бизнес конкурировать в условиях ВТО, испытывая определенные трудности в конкурентной среде евразийской интеграции? Ответ на этот вопрос достаточно прост и аргументирован. Для Казахстана участие в Таможенном союзе является своеобразной стартовой площадкой для проявления конкурентоспособности и выживаемости отечественного бизнеса. В условиях изолированного рынка невозможно научиться конкурировать. Благоприятное законодательство, улучшающийся инвестиционный климат и мягкий налоговый режим также способствуют развитию отечественного предпринимательства.
Кроме этого, не ожидается и возникновения рисков со вступлением Казахстана в ВТО в области государственной поддержки сельского хозяйства. Так как правила ВТО не предусматривают отмену действующих мер поддержки отрасли. Таким образом, в рамках членства Казахстана в ВТО правительство будет оказывать те меры поддержки, которые в настоящий момент предоставляются. В дополнение к существующим мерам поддержки будут предоставляться новые, которые предусмотрены в рамках государственной программы «Агробизнес 2020». В ходе текущих переговоров Казахстан отстаивает возможность предоставлять поддержку отрасли в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными в рамках государственной программы «Агробизнес-2020»
Вступление в ВТО, куда входят порядка 160 стран и организаций, значительно расширяет конкурентное поле и возможности для наших предпринимателей. Высокие требования к качеству производимой продукции, регламентированные правила торговли не только усиливают конкуренцию на рынках стран ВТО, но и дают дополнительные возможности для ответственных предпринимателей, нацеленных на расширение своего бизнеса. Поэтому евразийская интеграция дает отличную возможность учиться работать в условиях повышенной конкуренции, стремясь к повышению собственной конкурентоспособности.