Люди сейчас придают особое значение «круглым» и «пятерочным» датам возрастов — 20, 25, 30, 35, 40, 45 лет и так далее. Проводят по этому поводу всевозможные торжества. Но эти даты не соответствуют реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости, а также закономерностям возрастной физиологии и психологии. Почти полностью им соответствует такая известная мудрая народная система исчисления времени и возраста человека, как древний восточный календарь «мушель», значение которого в обществе недооценивается.
Возраст не обманешь
Дифференциация возраста присутствует во всех странах. Рассматриваемая проблема при всей кажущейся банальности волновала ученых во все времена. По этому поводу
В.Г. Белинский утверждал: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно затушить в нем всякое развитие».
И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности, который выделяется у всех народов. К примеру, на Западе — это джентльмен, человек, с которым можно иметь дело. У русского народа — добрый молодец, у казахов — джигит. Названия разные, но суть одна.
В оптимальных условиях характер у молодых людей в подавляющем большинстве случаев формируется к 17 годам. Становление личности наступает к 25 годам.
Период младенчества. Самому экспрессивному, то есть крикливому, шумному, слезливому и истеричному периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок. В пору младенчества, в течение года с момента рождения, ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и его развитие по своей значимости равносильно последующему 12-летнему. Применительно к этому вопросу очень метко замечено
А. Шопенгауэром: «Час ребенка длиннее, чем день старика!».
Особенность данного возраста удачно раскрыта С. Торайгыровым: «Вот я — младенец. Начинаю путь! Я — ангел. Я не ведаю стыд. Всегда я волен и во всем я прав. Расту я по часам — мятежно, навзрыд!».
Период детства. От 1 года до 13 лет самая высокая общая двигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный (1-3 года), детсадовский (3-7 лет) и младший школьный (7-13 лет), когда эмоциональность психики постепенно убывает, и динамизм младенчества становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде.
Период молодости. В мобильной молодости с 13 до 25 лет прекрасно сочетаются два ценных свойства характера — импульсивность и конформность. Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество (13-17 лет), юность (17-21 год) и венец молодости (21-25 лет). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует ее пластичность. Марк Твен говорил: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
По физиологическим и психологическим параметрам около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть — между тремя и семью, остальное — между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни.
Этап зрелости. Он состоит из трех периодов: начала зрелости, середины зрелости и конца зрелости. В зрелом возрасте с 25 лет до 61 года реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше рационализма и уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости. Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт. Когда наступает закат молодости, тогда приходит рассвет зрелости. С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!».
Период начала зрелости. Период 25-37 лет в творческом плане наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет необузданных интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей. Не преодолели так называемого в народе рокового возраста: Нильс Абель (26 лет), Михаил Лермонтов (26), Чокан Валиханов (29), Брюс Ли (32), Александр Македонский (32), Юрий Гагарин (34), Вольфганг Амадей Моцарт (35).
Период середины зрелости. 37-49 лет — «золотая пора», когда человек накопил достаточно знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пик социальной зрелости и служебной карьеры, возраст по-настоящему расторопных лидеров. В лучших традициях восточной мудрости рассуждал древнетюркский мыслитель Юсуф Баласагуни: «Сорокалетье — вот рубеж извечный. Попутный ветер был, теперь он встречный».
Не достигли полувекового возраста: Винсент Ван Гог (37 лет), Артюр Рембо (37), Александр Пушкин (37), Блез Паскаль (39), Эрнесто Че Гевара (39).
Период конца зрелости. В возрасте 49-61 год человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей.
Фома Аквинский прожил 49 лет, Джеймс Кук — 50, Майкл Джексон — 50, Наполеон I Бонапарт — 51, Жан-Батист Мольер — 51, Оноре де Бальзак — 51, Уильям Шекспир — 52, Рене Декарт — 53.
Предстарческий период. Тактичное поведение у людей пожилого возраста в 61-73 года. В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, а порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят даже собственные дети, так что старики невольно тянутся к внукам. С другой стороны, к этим годам люди действительно накапливают много знаний и большой жизненный опыт. Это почтенный возраст, и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но будучи людьми неофициальными они выглядят со стороны несколько навязчивыми.
Их душевное состояние изнутри высветил 43-летний Абай: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев — горький яд, думы — желчь, ты уже старик!».
Далее можно определить старческий (73-85 лет) и престарелый (старше 85 лет) периоды.
По восточному календарю
С учетом вышесказанных психофизиологических особенностей развития человека, на мой взгляд, наиболее подходящий критерий отсчета возраста — 12-летний хронологический сегмент восточного календаря, то есть тот, которым издавна пользовались казахи — мушель.
Наши предки поняли, что периоды жизни человека довольно точно укладываются в
12-летний цикл восточного календаря. И если следовать ему, можно легко вычислить, что пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет. Кстати, видимо, по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая нулевых и пятерочных дат.
Символично, что детство завершается примерно в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого.
Но осознают ли дети, как и их родители, что после 13 лет они уже не маленькие, то есть не дети? Понимают ли молодые люди и их близкие, что в 25 лет они уже переступили порог зрелости? Кем человек считает себя в 49 лет — молодым, зрелым или стариком? А после 61, за 73? В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос вообще не рассматривается. В результате получается: и в 20 — дети, и в 40 лет — юнцы, и в 50 — старики. Вольтер не случайно сказал: «Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это».
Родители часто снижают требования к своим чадам, жалея и лелея их безо всякого на то основания. Это не что иное, как медвежья услуга, в результате которой нередко к 25 или к 37 годам вырастают безответственные великовозрастные детины.
Обычно мы знаем: в 2-3 года ребенку пора идти в садик, в 6-7 лет — в школу, в 17-18 лет — продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.
А вот в отношении последующих возрастных периодов таких критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат, не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Мы часто говорим: «Тебе столько-то лет, а ты еще ребенок!», но это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано какой-либо социальной нормой. А ей и должен стать календарь «мушель», чтобы люди знали, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся. А главное, знали, чего должны достичь к определенному времени, к своему мушель жас.
Календарь «мушель» должен стать четкой социальной нормой для каждого человека, полноценного члена общества, осознающего свои цели, роль в социуме и обязанности перед людьми.
Ахмет ДЮСЕНБАЕВ,
психофизиолог