Колонкой дежурного редактора я решил дополнить материал этого номера «Без бумажки ты…». Работая над статьей, автор задался вопросом: а нельзя ли получать справки, о которых шла речь, в ЦОНах?
В ходе общения со специалистами выяснилось, что ЦОНы технически готовы к принятию новых видов услуг. Но сами инициировать нововведения не могут, поскольку являются исполнителями и строго следуют реестру государственных услуг. Опции «выдача справок медучреждений» пока у них нет.
Вполне возможно, что когда-нибудь появится. Ведь очевидно, что реестр не догма, он постоянно пополняется новыми видами услуг, особенно если они социально значимые. Работники центра даже посоветовали нам внести соответствующее предложение в вышестоящие инстанции. Добавив, что технически компьютерная программа «ИИС ЦОН» способна интегрироваться с любой программой и «переварить» любую базу данных.
Инициатива имеет право на жизнь еще и потому, что с правовой точки зрения услуга по выдаче справок, например, «состоит ли гражданин на учете в лечебнице или не состоит» по сути примерно такая же, как и получение прокурорской справки о судимости/несудимости. Между тем последняя уже внедрена в систему ЦОНов. Плюс ко всему в некоторых городах страны, в частности в Таразе, в пилотном режиме запустили спецЦОН. В нем уже находятся специалисты нарко- и психдиспансеров, которые на месте выдают справки.
Теперь представим, что справки туб-, нарко-, псих- и кожвендиспансеров в Актобе начали выдавать через ЦОН. Что это даст? Есть вероятность, что сиюминутно вы их не получите. Разумеется, придется и за-платить энную сумму. Но то, что вы получите взамен, окажется гораздо весомее. Представьте только, что вам не придется часами колесить по городу и стоять в очередях. Нужно будет просто прийти в ЦОН, затребовать необходимые справки, а затем прийти в указанный срок и за-брать их. Зато сколько личного времени вы сэкономите! Сколько можно полезного сделать для себя, семьи, работы, общества в конце концов. На мой взгляд, наиболее приемлемым выглядит вариант, когда справки будут выдаваться и в ЦОНе, и непосредственно в самих лечебницах.
И последнее. Работа центров обслуживания населения не выглядит безупречной, однако, с каждым годом качество обслуживания в этих учреждениях улучшается, становится больше порядка. Да и правовая грамотность самих граждан становится выше.
Асхат Калжанов