Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Тушите свет

АО «Батыс транзит» намерено повысить тариф на электроэнергию, а самый крупный потребитель — ТНК «Казхром» — грозится уйти на российский рынок

Удар током

В результате подключения межрегиональной линии электропередачи «Жетыгара — Ульке» наш регион, кажется, обрел энергонезависимость. Люди стали платить меньше за электроэнергию. Но на днях АО «Батыс транзит», которое строило и будет эксплуатировать эту линию до 2022 года, заявило о намерении повысить цены на свои услуги. По этому поводу они провели публичные слушания. По словам заместителя генерального директора АО «Батыс транзит» Курмангазы Ибрагимова (на фото), в прошлом году Агентство регулирования естественных монополий (АРЕМ) утвердило тариф на передачу электричества по новой линии на уровне 3 тенге 40 тиын за 1 кВт/час.

— Этот тариф был составлен из расчета на поставку более 1,5 миллиарда кВт/часов,  но в прошлом году нам урезали его, и он был утвержден на уровне 2 тенге 94 тиына, — пояснил Курмангазы Ибрагимов. — По данному тарифу и передавалась электроэнергия в Актюбинскую область, однако регион потреблял всего 1,1 миллиарда кВт/час. Уменьшение объема  повлекло убытки компании на более чем 800 миллионов тенге.

— По состоянию на 2009 и 2010 годы убытки составили 1,1 миллиарда тенге. Эти обстоятельства и вынудили подать заявку на новый тариф с уровнем 3,74 тенге, — говорит представитель АО «Батыс транзит». — Рост тарифа составит 29 процентов. Этот проект мы предлагаем общественности на обсуждение, будем его отстаивать и доказывать.

По его мнению, снижение объемов связано с кризисом, из-за которого  сократились объемы производства на заводах, и область стала потреблять электроэнергию меньше запланированного.

— Рынок не потребляет такого количества электроэнергии, какое планировалось, — говорит Курмангазы Ибрагимов. — В прошлом году наши цены были ниже на 20-40 процентов, чем российские. Даже при уровне 3,74 тенге все равно наш тариф остается низким по сравнению с РАО ЕЭС  на 7 процентов. Мы считаем, это в любом случае выгодно. Надеемся, что простые потребители отнесутся к нам с пониманием.

Нам нужна надежность

Повышение тарифа на услуги от АО «Батыс транзит» общественность приняла в штыки. Лидеры ассоциации по защите прав предпринимателей считают, что публичные слушания они проводят для галочки. Люди недоумевают, почему расчеты монополист не опубликовал заранее.

Но более аргументированно выступили представители самого крупного потребителя электроэнергии — АО «ТНК «Казхром». По их словам, системный оператор национальных сетей в лице АО «KEGOK» за свои услуги по передаче электроэнергии для западной зоны применяет тариф 0, 778 тенге  за киловатт/час, но на слайдах АО «Батыс транзит» демонстрировало цифру 1,216.

— Почему такое подорожание? Ведь линия для потребителей единая? — спрашивали металлурги.

— Наш начальный маршрут начинается от подстанции в Жетыкаре Костанайской области, которая относится к северо-западной зоне. У них цена такая, — был ответ.

Главного энергетика департамента технического развития АО «ТНК «Казхром» Валерия Писарогло интересовали не цены, а надежность доставки потребляемой продукции. Он считает, что нарушена десятилетиями сложившаяся система энергоснабжения области, которая имела дополнительные резервы.

— При строительстве электролинии не была запроектирована опорная подстанция в районе Хромтау, — заявил специалист. — Донской ГОК является предприятием с непрерывным технологическим процессом. Любая авария на этой подстанции может привести к непредсказуемым последствиям: нарушению объектов жизнеобеспечения, повреждению дорогостоящего оборудования, угрозе жизни людей и многим другим катастрофам. Можно же было все предусмотреть в начале.

Представители ТНК «Каз-хром» не согласны с доводами АО «Батыс транзит», что их тариф ниже, чем российский.

— Вначале он был намного ниже, — говорят металлурги. — Коммерческая цена киловатт/часа 5 тенге 37 тиынов против 7-7,5 тенге у РАО ЕЭС была приемлемой для нас. Сейчас мы покупаем по 8,36. Стоимость электроэнергии возросла по сравнению с 2009 годом на 55 процентов. Если «Батыс транзит» увеличит тарифы, то конечная цена для нас будет 9 тенге 21 тиын. Выходит, их тариф на 11 процентов выше, чем у РАО ЕЭС. В этом случае у нас нет другого выхода, как уйти к другому поставщику.

— Я говорю неголословно, — добавил Валерий Писарогло. — У нас контракт с российской стороной, и энергию будем покупать по 8 тенге 30 тиын. И у нас есть гарантия до конца года.

— Если «Батыс транзит» повысит тариф на 85 тиынов, соответственно, увеличатся цены на 43 тиына на каждый кВт/час для населения, — добавила заместитель директора ТОО «Энергоснаб» Асия Сакенова.

Умерьте аппетиты

Второго апреля прошло экспертное заседание департамента Агентства естественного регулирования, который дал свое заключение. Роль эксперта компетентный орган поручил специалистам ТОО «Энергосистема». По словам заместителя директора ТОО «Энергосистема» Татьяны Галимулиной, транспортировщики в лице АО «Батыс транзит» заложили в повышение цен и инвестиционную программу. Но электролиния новая, а посему не требует никаких капитальных вложений.  Эксперты также рекомендуют исключить сумму страхования риска, начисляемую при простое электролинии более 10 дней.

— Не такая уж значительная сумма. Каждому хотелось бы исключить свои риски, но перекладывать их на плечи потребителей не стоит, — считает эксперт.

Помимо этого, представитель ТОО «Энергосистема» посоветовал монополисту оптимизировать расходы на аренду офиса компании в Алматы и на оплату коммунальных услуг, снизить затраты на содержание веб-сайта компании. Можно обойтись и без независимых аудиторов для расчета технологических потерь — с такой задачей справится и штатный инженер. Эксперты не согласны с тем, что монополист включил в прочие расходы и разработку методики по эффективному использованию данной линии. Она уже представлялась при проектировании линии.

— В прочих затратах нужно исключить членские взносы Казахстанской энергетической ассоциации и Союза инженеров-энергетиков. Так как по антимонопольным законам эту сумму не включают в тарифную смету, — добавила Татьяна Галимуллина. — Совет директоров тоже можно содержать из других источников.

По расчетам экспертов, солидная сумма набирается в договорах с АО «КЕGОК» и ТОО «Энергоинформ» на тех-обслуживание.

— По примеру «Энергосистемы» могу сказать следующее: мы — частное предприятие, но даже для себя, чтобы рентабельно работать,  придерживаемся сметы затрат, —  говорит представитель компании. — Мы заинтересованы в снижении суммы по договорным отношениям. Хотя понимаем, что тяжело чего-то добиваться от «КЕGОК» в сторону снижения, но если есть возможность, надо постараться скинуть какие-либо цены. Если вы потеряете такого потребителя, как ТНК «Казхром», все это отразится на объеме, и, естественно, вызовет новое повышение цен. Считаем, что все озвученные рекомендации позволят значительно снизить предлагаемый тариф.

— Мы услышали разносторонние мнения участников публичных слушаний. Будем рассматривать все доводы. Хотим заверить вас, что прозвучавшие здесь предложения будут учтены в окончательном решении, — пообещали антимонопольщики.

Справка  «АВ»

Акционерное общество «Батыс транзит» является концессионной компанией, осуществляющей реализацию проекта «Строительство и эксплуатация межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан – Актюбинская область» в соответствии с постановлением Правительства РК от 9 декабря 2005 года. Концессионное соглашение между Правительством РК и АО «Батыс транзит» заключено сроком до 31 декабря 2022 года. Держателем облигаций является АО «АТФБанк». Коммерческую эксплуатацию линии электропередачи общество начало осуществлять с февраля 2009 года. Стоимость построенного объекта (нематериального актива) по состоянию на 1 января 2010 года составляет 21  414  053,7 тыс. тенге.

Абат  КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"