Четыре дня наслаждения древнейшим видом искусства, радость встречи с друзьями, обмен опытом, непосредственное общение со зрителем и аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты… Пятый фестиваль театров кукол «Ассалаумағалейкум», традиционно проводимый Актюбинским областным театром кукол «Алақай», завершился. В нынешнем году он проходил в рамках проекта «Бақытты бала», а его участниками были 15 театров из РК и стран СНГ. Они представили разноплановые постановки.
Особое состояние духа
Трудно быть объективным на фестивале театров кукол. И потому что публика умиляет, и от тематики: «По щучьему велению», «Қарлығаштың құйрығы неге айыр?», «Принцесса Крапинка», «Когда падает снег»… Тематика тематикой, но, как заметил член жюри Геннадий Гипиков (Жигулевск, Самарская область), перед постановкой любого спектакля ставится тройственная задача: что, как и зачем? И эта триада как нельзя более точно подчеркивает равнозначность этого театра с другими. Но худрук театра актера и куклы «Петрушка» (Сургут) Галина Коптяева считает, что театр кукол гораздо интереснее:
— Здесь ты погружаешься в образ полностью. Это божественно, ведь мы вдыхаем в куклу жизнь. И я знаю, что взрослые ходят на наши спектакли, чтобы в состоянии полной расслабленности почерпнуть творческие идеи.
Еще более точное определение театру кукол дал один из известнейших кукольников современности, директор международного фестиваля «Кукарт» и председатель экспертного совета «Ассалаумағалейкум-2018» Давид Бурман, чей стаж работы на обозначенном поприще близится к полувековой отметке:
— Театр кукол — удивительное явление, придуманное режиссером, сформулированное им для художника, оживленное и воплощенное актерами. Мы — скоморохи, лицедеи, ведь театр кукол — театр бродячий. Он легкий, непосредственный, и к детскому его часто причисляют потому, что это первый шаг к познанию театра, мира искусства. В советское время на нем лежала серьезная воспитательная миссия, чтобы появился человек нового типа.
Все театры в гости к нам
Пятнадцать театров-участников — это пять казахстанских (в том числе Жезказганский музыкально-драматический театр имени С. Кожамкулова), по одному из Беларуси, Башкирии, Ингушетии (г. Назрань, ТЮЗ), Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа РФ, два из Татарстана и три российских. Спектакли на фестиваль привезли не только детские.
— В этом нацеленность «Алақая» — представить разный взгляд на мир искусства, дать понять зрителю, что театр кукол разноплановый, — считает Давид Бурман. — Тот факт, что исполнительная власть региона поддерживает «Ассалаумағалейкум», свидетельствует о ее заинтересованности в развитии этого вида искусства в области. А если говорить о спектаклях, то они разные безусловно, и любой зритель найдет здесь свою любимую постановку.
Мы же, члены экспертного совета, ставим задачу указать на что-то, но не оценить. И поддержать то, что делает «Алақай». А он выстраивает культурный мост между казахстанской идентичностью (представляющей поликультурность) и мировым культурным пространством.
Единство театров кукол и уникальность этого направления искусства подчеркнула и театральный критик из Уфы Дина Давлетшина:
— Несмотря на смену общественной формации в вашей и нашей странах, взгляд на театр кукол не изменился. Он по-прежнему остается театром для детей с большой долей воспитательной функции. Но фокус и в том, что театр кукол обладает таким потенциалом, которым не обладает никакой другой вид театра. Скажем, та же метафора здесь может иметь более разнообразные формы.
Я на «Ассалаумағалейкум» впервые и приехала сюда, потому что наслышана о нем. Здесь поняла, какое великое дело совершает этот маленький театр в не самом большом городе. Директор театра Асия Курманалина создает все это, во-первых, для своего зрителя, стремясь показать искусство театра кукол во всем его многообразии, во-вторых, для поддержания дружбы с другими коллективами, в-третьих, преследует духовную составляющую этого вида искусства.
Для меня интересно посмотреть, как развиваются театры, работающие на нерусских языках. Выяснила, что в Казахстане театров кукол много, работают они профессиональным составом и представляют разнообразный репертуар.
Приверженец традиционной формы театра кукол, актер и режиссер Геннадий Гипиков тоже находит фестивальные спектакли разными:
— Но я все-таки за то, чтобы оставалась загадка. Неважно, какие куклы будут на сцене, главное, чтобы было интересно ребенку. Я много езжу по миру и замечу, что нового в театре кукол ничего нет: все переворачивают сундук и порой достают из него такое забытое, что зритель воспринимает с восторгом.
Скажем, спектакль «Серебряное копытце», представленный сегодня Северо-Казахстанским театром, я видел в конце 80-х в постановке Нижегородского театра. Но там было технически проще и задействованы два актера; здесь же актер один и много технических наворотов.
Актер Алексей Васильев, сыгравший в «Серебряном копытце» сразу всех персонажей, признался, что очень любит и этот спектакль, и свою работу. Детвора, смотревшая спектакль-книгу в малом зале, так реагировала на действо, что Алексею вряд ли нужны были похвала критиков или шквальные аплодисменты.[box type=»shadow» ]Когда Актобе сближает
На «Ассалаумағалейкум-2018» встретились выпускники 1977 года Горьковского (ныне Нижегородского) театрального училища Надежда Смирнова и Геннадий Иванов, что было очень приятно и хозяевам форума, и его гостям. Надежда после распределения уехала во Владимирский театр кукол, где работает и сегодня. Геннадий сейчас служит в Костанайском областном театре кукол. Расставаясь, сокурсники пообещали друг другу найти остальных ребят и назначить встречу.[/box]
Мир вашему дому
Очень демократично проходили обсуждения спектаклей членами жюри (экспертным советом): вечером, после просмотра всей программы. Послушать обсуждение разрешалось каждому желающему. Безусловно, эксперты делали замечания, озвучивали одобрения, хвалили, советовали и т.д. Равнодушных во время обсуждений не было: кто-то не соглашался с корифеями, кто-то радовался совпадению мнений. Но все четыре дня фестиваля наблюдалось общение старых друзей.
— «Ассалаумағалейкум» — душевный фестиваль, — говорят Татьяна Салихова и Наталья Сидорова из Набережночелнинского театра кукол. — Мы сюда стремимся всегда, тем более что очень дружны с театром «Алақай», его нынешним директором Асией Курманалиной и прежним — Назирой Табельдиновой.
Кандидат искусствоведения, доцент Казахской академии искусств имени Т. Жургенова Анар Еркебай озвучила, что «Алақай» одним из первых казахстанских театров кукол доказал свой профессионализм:
— Здесь замечательная сценография, режиссура, уже имеющий статус фестиваль. Многие театры выезжают только на республиканские фестивали, и зря. Управления культуры, облакиматы должны помнить, что, участвуя в фестивалях, театр представляет не только страну, но и область. Фестиваль — это информационный портал: новые связи, проекты, мастер-классы, стимул к творчеству.
— Первый фестиваль в 2004 году мы делали с большим страхом, — вспоминает директор актюбинского театра Асия Курманалина. — В чем цель этого форума? Подарить любовь коллегам, друзьям и зрителям. В этом отчасти и имидж государства, ведь фестиваль международный. «Ассалаумағалейкум» в переводе с арабского — «мир вашему дому», гостям это нравится. Им нравятся звуки домбры, кобыза, чай с тары, талканом, душистыми бауырсаками. Все одобряют свой приезд и говорят, что на нашем фестивале они отдыхают. А я в который раз выражаю благодарность облакимату и управлению культуры, архивов и документации за финансовую поддержку.
Итоги фестиваля
По результатам работы «Ассалаумағалейкум-2018» были объявлены победители в нескольких номинациях.
В номинации «Лучшее музыкальное оформление» был отмечен театр актера и куклы «Петрушка» из Сургута (Ханты-Мансийский автономный округ); лучшей сценографией признано оформление спектакля «Шапан» Актюбинского областного театра кукол «Алақай».
Диплом за лучшую женскую роль получила Виктория Щербакова из Башкирского государственного театра кукол, диплом за лучшую мужскую роль — Егор Митрофанов из Набережных Челнов.
Лучшим режиссером фестиваля назван Павел Овсянников из Волгограда, лучшим художником по куклам — Валентина Губская из театра «Экият» (Казань).
Лучшим спектаклем названа постановка «Ана жүрегі» Алматинского государственного театра кукол.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Сцена из спектакля «Ана жүрегі», признанного лучшим по итогам фестиваля|Фото Аслана Мусенова