В этом году общественность республики отмечает 100-летие общественно-политической деятельности движения «Алаш». В этой связи в АРГУ им. К. Жубанова прошла конференция на тему «Движение «Алаш»: история, исследование, научные изыскания». В ней приняли участие историки-алашеведы, специалисты в области музейного дела, ученые Оренбургского педагогического института.
Как считает профессор АРГУ им. Жубанова, доктор исторических наук Нуртаза Абдуллаев, движение «Алаш» еще глубоко не изучено. Между тем оно было первым национально-демократическим выступлением казахов, которое объединило в тот период лучшие национальные умы.
Главный эксперт управления сбора и документации Архива Президента РК, кандидат исторических наук Алия Сулейменова рассказала о личностях, которые пострадали в период партийной чистки. Она особо остановилась на судьбе Аспандияра Кенжина. В 1917 году Аспандияр по указу царя был призван на фронт, работал с казахами, которые трудились на тыловых работах, а позже, когда закончилась Первая мировая война, занимался их отправкой домой. Позже он стал одним из активных участников движения «Алаш» в Западном Казахстане.
Алия Сулейменова продемонстрировала участникам конференции сохраненные в архивах фотографии печати Западного отделения Автономии Алаш-Орда, здания в Жымпейты и других ценных документов.
Аспандияр Кенжин, как и многие его сподвижники, был репрессирован в 1929 году.
— Первая волна репрессий в 1921 году завершилась отстранением алашординцев от политической деятельности, — говорит Алия Сулейменова, — но в 30-е годы, когда они подверглись репрессиям, Аспандияр помог многим руководителям этого движения.
Доцент кафедры археологии и этнологии университета имени
Л. Гумилева, кандидат исторических наук Куралай Сарсембина посвятила свое выступление национальной идее в сочинениях Алихана Букейханова. Она отметила, что Букейханов стоял у истоков зарождения литературного языка, предостерегал своих спо-движников от фанатизма.
В сочинениях, вышедших
из-под его пера, Алихан защищал народные интересы, поднимал вопросы национального самосознания. К примеру, в статье «Демагогия», опубликованной в 1918 году в номерах 258-265 газеты «Қазақ», он писал: «У народов Европы есть слово «демагогия». У казахов нет синонима этого слова. Люди занимаются демагогией, чтобы показать себя с наиболее выгодной стороны и для этого не жалеют красивых слов. Но человек должен показать себя не словами, а образованием, умом, своим поведением. Демагоги меньше всего думают о своем народе».
Конференция продолжила свою работу в разных научных секциях. Участники конференции побывали на Туйе тобе, где почтили память жертв сталинских репрессий.
Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ[divider]
Параллели истории
Алашординцы мечтали увидеть свой народ не просто свободным и независимым, но и в ряду самых развитых народов мира. Об этом говорили краеведы и историки на встрече с учащимися актюбинских колледжей в музее «Руханият».
Полковник полиции Куаныш Бакытжан, член Союза журналистов Казахстана Балнияз Ажниязов и доцент университета имени Баишева Жайык Султан рассказали об активных представителях движения «Алаш», о целях, которые они преследовали.
Интересным было выступление Жайыка Султана, который высказал неординарную точку зрения. Он утверждал, что методичное уничтожение лучших сынов казахского народа было преднамеренной акцией. Советская власть делала все, чтобы ослабить патриотический иммунитет нации и чтобы в будущем они не помышляли о самоопределении и суверенитете.
— Президент Казахстана постоянно говорит, что только образованная нация может подняться на достойную высоту в экономическом, культурном и социальном плане, — сказал Жайык Султан. — Так думали и алашординские вожди. Это было прогрессивное для своего времени движение, а потому – опасное. Советская власть такого прецедента допустить не могла.
Важнейшее значение движения «Алаш» в том, отмечали выступающие, что оно показало путь, по которому должна развиваться свободолюбивая нация.
Муапих БАРАНКУЛОВ
Фото из архива «АВ»