Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«У меня зазвонил телефон»

Что делать, если на вас оформили кредит

Мошенники атакуют казахстанцев от имени мобильных операторов связи и единого контакт-центра государственных органов.
Так начиналось знаменитое стихотворение Корнея Чуковского «Телефон». Правда, животные просили кто шоколад для сына, кто калоши, перчатки, книжки и даже помощи вытащить из болота бегемота. Но сегодня телефон не только мгновенный способ связи, но и небезопасное устройство, от одного звонка которого можно потерять деньги.
Как при помощи звонка на мобильный граждане теряют деньги и что для этого необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя и близких? Поговорим сегодня на эту тему.

Что случилось?

Последние несколько дней казахстанцев активно начали атаковать звонками от различных «операторов» мобильной связи, сообщающих об истечении срока сим-карты мобильного телефона и необходимости продлить соответствующий договор. Лжеоператор предлагает продлить срок действия телефонной карты, иначе номер мобильного будет заблокирован в 00.00. Напуганный абонент соглашается, и ему быстро начинают диктовать порядок действий.
Первым действием «оператор» просит продиктовать так называемый код талончика, который приходит смс-сообщением. Внимание, с номера 1414, единого контакт-центра egov.kz. Мошенники не случайно выбрали этот номер, так как казахстанцы
давно доверяют ему.
Доверчивые граждане диктуют код, пришедший смс-сообщением, и «оператор» дальше начинает раскручивать жертву. Например, в системе он увидел попытку оформления кредита и сейчас определит, в каком банке и на какую сумму пытаются оформить кредит на абонента. И главное, они убеждают жертву, что отправят запросы в банки для исключения возможности оформления незаконных кредитов. Абонент благодарит за помощь, а мошенники, в свою очередь, просят разрешения перезвонить, как все выяснится. Когда абонент соглашается, просят не отключать телефон, отвечать на звонки и строго следовать их указаниям.
Далее абоненту начинают поступать звонки «из банка» с вопросом, была ли заявка на оформление кредита от вашего имени. На тот случай, если клиент заподозрит что-то неладное, ему направят фиктивную выписку из банка якобы на официальном бланке с печатью, подписью и с подтверждающим соответствующим текстом о совершении несанкционированного оформления кредита. Жертва верит и строго следует их указаниям.
Дополнительно мошенники применяют психологическое воздействие: человеку запрещают звонить родным и близким, аргументируя тем, что информация строго конфиденциальна и даже задействованы силовые органы, которые в случае разглашения разговоров могут привлечь как соучастников, будет заведено уголовное дело.
На подобные переговоры у жертвы и мошенников уходит от 2 до 5 часов. Все это время человек находится под давлением, испытывая страх и беспокойство. В этот период мошенники оформляют кредиты, и все — общение прекращается. Некоторые люди постепенно соображают, что произошло что-то неправильное, и начинают предпринимать действия. Некоторые лишь по истечении времени – от нескольких дней до месяца — узнают, что на них оформлены займы, и то после того, как выявится
просрочка по платежам.

Что необходимо предпринять?

Прежде всего необходимо написать заявление в правоохранительные органы. В заявлении четко и детально описать произошедшее. Заявление должно быть зарегистрировано. Снимите копию заявления с регистрационным номером и датой
принятия заявления.
Обратитесь в Государственное кредитное бюро и/или Первое кредитное бюро для получения персонального кредитного отчета. Получить кредитный отчет можно онлайн на сайте электронного правительства.
После того, как выяснили, в какой кредитной организации на вас оформили незаконный кредит, напишите заявление, указав, что договор не был вами подписан и денег вы не получали. Так же, как и в случае с заявлением в правоохранительные органы, снимите копию заявления с регистрационным номером и датой его принятия.
Потребуйте у данной организации копии документов, на основании которых выдан кредит: договор, приложения к нему и копии удостоверяющих документов, реквизиты счета, на который получены и переведены деньги. Выясните данные сотрудника кредитной организации, который оформил кредит. Потребуйте от кредитора проведения служебного расследования и прекращения требования долга. В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов вы можете подать жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Если кредит был оформлен в кредитоматах, то в них установлены видеокамеры, записи, с которых также помогут идентифицировать получателя.
Если это онлайн-займ, то полиция сможет по IP установить злоумышленников. Если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашему удостоверению получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной.

В случае вынесения судом решения в вашу пользу кредитная организация должна:
• прекратить требовать с вас оплату долга;
• списать задолженность;
• направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из вашей кредитной истории.

Установите добровольный отказ от получения кредитов. С 1 сентября 2024 года заемщик будет освобожден от погашения кредита, выданного кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита.
Установите на телефоне двойную верификацию, которая поможет обеспечить дополнительный уровень безопасности и гарантирует, что доступ к вашей учетной записи сможете получить только вы, даже если ваш пароль стал
известен кому-то еще.

FinGramota.kz

Колонка "Взгляд"